Ярослав Захарян
Введение.
Обращая взгляд на историю развития европейской цивилизации и человеческого общества в целом, ясно различается один из основополагающих, базисных и образующих периодов эволюции планетарного социума, определяемых приоритетно эллинской культурной и геополитической моделью, как сотни лет тому назад , так и в настоящее время. Древняя Греция была, есть и вероятно, ещё очень долгое время будет предметом жгучего , постоянного и нескончаемого интереса исследователей в области истории, литературы, психологии, философии, культуры, правоведения, мифологии и, думается, всех прочих общественных наук, основы которых берут своё начало в древнем мире вообще и в античном, эллинском мире, в частности.
Безусловно, чтобы познать , систематизировать и изучить греческую и в целом античную цивилизацию, необходимо первостепенно обратить взгляд на духовную культуру, понять или , по крайней мере попытаться вникнуть в суть образа мыслей, ментального сознания, самоидентификации и идеологии народа её созидавшего. Нужно окинуть взором самые широкие пласты духовной жизни древних греков, и в первую очередь это будут религиозные верования, мифологические образы и сюжеты эллинов, между собой прочно и неразрывно взаимосвязанные.
Данная работа является попыткой на примере вычлененного
фрагмента духовной культуры пролонгированного темпорально и, образно говоря, спирально раскрывающегося и свёртывающегося под воздействием развития общества, показать эволюцию и генезис “греческого духовного мира”, ментальности, персональной идеализации, как формы проявления внутренних представлений народа о величии. А таковым фрагментом является образ величайшего греческого героя древности - Геракла.
Необходимо отметить, что образ настоящего героя, как его понимали древние эллины, отнюдь не являлся их изобретением, открытием или, даже хотя бы последующей прерогативой. Подобные образы крайне популярны у самых разных народов самых различных исторических периодов, относящихся к родственным, взаимопроникающим и абсолютно чуждым культурным традициям. Притом, образы не просто похожи, часто они во многом практически конгруэнтны. Вот даже близко не полный перечень подобных примеров: древневавилинский Гильгамеш, финикийский Мелькарт, библейский Самсон, германо-скандинавский Донар (Тор) и Сигурд , армянские Вахагн и Давид Сасунци, тибето-монгольский Гесер, русский Илья Муромец, англо-саксонский Беовульф и, отчасти, даже индейский Гайавата.
Однако, именно древнегреческий Геракл вобрал в себя все самые лучшие черты героического, те стороны натуры, которые одновременно и сильно возвышали его над другими людьми и делали, а впрочем, и делают его интересным и близким самым различным слоям населения в самых разных странах во все времена. Это сила и благородство, аристократичность и народность , жестокость к врагам и милосердие, великодушие, щедрость и верность долгу, ум и почти детскую наивность.
Чем же образ Геракла привлекателен не только эллинам , но и современным людям? Думается, что можно выявить не менее двух сторон и не менее двух слоёв при ответе на данный вопрос.
Человек всех времён стремился во-первых к совершенству, а во-вторых к силе, и в обоих случаях как к духовным, так и к физическим. И хотя это качества в абсолютном выражении, даже потенциально практически невероятны, но теоретически возможны, и на примере отдельных индивидуумов относительно реализуемы, хотя в двухстороннем комплексе и маловероятны.
Сознательно, человек стремится к совершенству и гармонии, а образ Геракла мыслится именно таковым. Но почему? Видимо в силу совершённых им подвигов, ибо максимальная самореализация всегда виделась людям в отдельности и народам, да и всему человечеству в целом, как насущная потребность и необходимость, а, соответственно, как конечная цель бытия. А Геракл - это наглядный пример ближайшего приближения к этому.
Внешний же слой интереса, вызываемого образом Геракла более очевиден. Последние десятилетия человечество стало гораздо больше внимания уделять здоровью и физическому развитию, а соответственно физической культуре и спорту. А Геракл являет образец героя, щедро одарённого здоровьем и силой (как одной из ипостасей здоровья) и постоянно совершенствующего свои, данные богом (читай природой) качества в свершениях во благо людей (что дополнительно придаёт ему ореол романтизма и мужественности). К слову сказать, Геракл в Древней Элладе считался основателем Олимпийских Игр, а, учитывая всё возрастающее внимание к ним и растущее мировое значение оных, связь античности и современности через образ Геракла становится очевидной.
На протяжении истории постантичного периода деятели культуры, искусства и науки неисчислимое количество раз обращали внимание на античное духовное наследие, огромным, а может основополагающим пластом из дошедшего до нас в котором, является мифология древних греков. Как известно, любимейшим героем древнегреческой мифологии был Геракл, но почему-то это не нашло отражения в последующие времена. Хотя наблюдались отдельные обращения к данному образу, но однако они носили более касательный, неконкретный и поверхностный характер.
Лишь в последние сто лет интерес к мифологии возрос настолько, что деяния древнегреческих героев легенд и мифов стали широко известны, но и поныне выделение отдельных героев и исследование оных (в том числе Геракла) нельзя назвать тенденциозным явлением, что кажется с одной стороны закономерным в свете неразрывной связи с другими персонами и явлениями мифологического мира античности, с другой же стороны по меньшей мере странным, учитывая яркость, широту характеров и натур.
Однако, достаточно углублённо и полно исследованиями греческой мифологии занимались в своих работах Лосев А.Ф., Штоль Г.В. “Мифы классической древности”, Зелинский Ф.Ф. “Сказочная древность Эллады”, Альтман М.С. “Греческая мифология”, Радциг С.И. “Античная мифология”, Тахо-Годи А.А. “Греческая мифология”, Кун Н.А. “Легенды и мифы древней Греции”, Грейвс Р. “Мифы древней Греции”, Парандовский Я. “Мифология”, Гренчени-Вальдапфель И. “Мифология”, Нейхардт А.А. “Герои Эллады”, Голосовкер Я.Э. “Сказания о титанах” и другие. И в целом, древнегреческие мифы и легенды в общем являют собой сформировавшийся в современном человеческом сознании комплекс представлений.
Всё же, необходимо отметить, что при обилии исследовательских работ, ощущается явный недостаток источниковой базы по греческой мифологии, и особенно по древнему её периоду, который как раз и является предметом исследования данной работы.
Безусловно такая база во времена расцвета греческой цивилизации существовала и было наверняка более чем обильной, но до современности не дошла, сохранив лишь упоминания о некоторых авторах и их произведениях, а также преданиях, передававшихся в народе без указания на личности авторов, либо певцов. Самым известным из догомеровских певцов и поэтов является полулегендарный Орфей, который, как считалось был на 10 поколений старше Гомера. Мифы о нём переплетаются мотивами, в том числе с геракловыми (нисхождения в Аид - из подвигов Геракла). Также известен Мусей, бывший учителем, либо учеником Гомера, которому приписывались теогония и различные гимны, в том числе и л деяниях героев (а потому вероятно и Геракла). Некий мифический Лин, певец, якобы сын Аполлона и царской дочери, или по Гесиоду, сын музы Урании и Аполлона. Лина считали учителем Фамирида, Орфея и Геракла, поэтом и мудрецом, превосходившим самого Гомера и по старшинству и по искусству.
К дошедшим источникам относятся гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”, произведения Гесиода “Теогония” и др. и дошедшие гимны Архилоха, в которых есть мифологические соотнесения.
Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. В той области древней Греции, которая носила название Ионии. “Составителей этих поэм было вероятно очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера”1(Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.,1996. С.34.). И хотя тематическими параллелями и косвенными указаниями поэмы связаны с Геракловым циклом подвигов, но лишь в отдельных стихах встречаются упоминания о самом Геракле, и часто даже не о нём самом, а о его силе и его подвигах в контексте лиц и сюжета эпоса.
Гесиод - возможно, младший современник Гомера или автор, несколько удалённый от него по времени. Как житель консервативной земледельческой области Греции, Беотии, он - наследник и хранитель древнейших традиций в художественной трактовке религиозной тематики. Его поэмы принято относить к VII в. до н.э. Основные дошедшие до нас произведения “Труды и дни” и “Теогония” (“ О происхождении богов”), в которой есть довольно много упоминаний о Геракле. Но в контексте исследования образа Геракла наиболее интересна было бы, не дошедшее произведение “Щит Геракла” - поэма в 480 стихах. В поэме не рассказывалось о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса, причём на первом плане - длинное, тяжёлое и напыщенное , с большими преувеличениями изображегние щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни “Илиады”, где описывается щит Ахилла.
Архилох - жил на острове Паросе в начале VII в. до н.э., по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей, хотя и не дошёл до нас ). Писал он также басни, эротические стихотворения и эподы.
В целом, необходимо отметить, что в дошедших до нашего времени письменных литературно-исторических источниках архаического периода развития древнегреческой цивилизации, сведения и упоминания о Геракле совершенно неполны, необстоятельны, поверхностны, отрывочны и неперсонофицированы. На основании них трудно сложить всеобъемлющее и всеохватывающее представление об этом герое.