Мы сталкивается с поразительным явлением: обрабатывая древние предания о Гамлете и Лире, Шекспир идет двумя прямо противоположными путями - он предельно приближается к мифам в "Лире" и столь же удаляется от них в "Гамлете", где большинство героев не только не соответствует прообразам, но и в ходе сюжета логика мифа постоянно отрицается (по сравнению с предшествующими сочинениями на эту тему), хотя в сюжете и присутствует сверхъестественное.
Такая противоположность подходов к мифологии говорит о том, что, во-первых, миф использован именно как клише - интуитивно. Во-вторых, на примере двух произведений одного и того же автора ясно видно, что вечные проблемы (взаимоотношения между родителями и детьми, истинная сущность человека, предательство и воздаяние за него) изображаются именно средствами мифологии, того клише, на котором зиждется вся мировая литература, которое человек неосознанно осваивает с раннего детства из сказок, героических преданий; проблемы же духовной жизни человека, его разлада с самим собой возникли гораздо позже: если древний герой действовал, то герой эпохи Возрождения и позднейшего времени стал больше размышлять, глубина мысли и есть его достоинство. Такой герой далек от мифического, это живой человек.
Корни литературы настолько глубоко уходят в мифологическую почву, что даже при отсутствии логики клише, отдельные мотивы, восходящие к архаике, все равно сохраняются. Здесь может возникнуть вопрос: является ли сохранность клише достоинством или недостатком произведения. Рассматривая произведения безусловно классические, мы старались показать, что такой вопрос неправомерен. Впрочем, клише может служить готовым материалом для литературных штампов, поэтому его наличие или отсутствие ничего не добавляет к художественным достоинствам произведения. Мы лишь стремились раскрыть, насколько последовательно может архаика сохраняться в литературе и до какой степени иногда логика мифа является довлеющей в сюжете.
Список литературы
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.., 1986, с. 291,124.
Баркова А.Л. Четыре поколения эпических героев. // Человек. 1996, № 6. 1997, № 1.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996, с. 53-252.
Здесь и далее в тексте "Король Лир" цитируется в переводе Б. Пастернака.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 276-279.
Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974, с. 323-324.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 203.
Аникст А. Послесловие к "Королю Лиру", с. 670.
Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984, с. 25.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993, с. 114.
Баркова А.Л. Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время. // Язык, литература, культура: Традиции и инновации (материалы конф. молодых ученых). М., 1993, с. 79-80
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994, т. 1, с. 1298.
Калевала. М., 1974, с. 188.
Крамер С.Н. История начинается в шумере. М., 1991, с. 165.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 232-233.
Лосев А.Ф. Античная мифология. М., 1957.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 287.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н.Э. Исследования в области славянских древностей. М., 1997, с. 166-167.
Ригведа. I, 32.
Три великих сказания древней Индии / Лит. изложение Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. М., 1978, с. 171-172.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 181-185.
Голан А. Миф и символ. М., 1994.
Гринцер П.А., Указ. соч., с. 23-233.
Пропп В.Я. Указ. соч., с. 241-245.
Здесь и далее "Гамлет" цитируется в переводе М. Лозинского.
Аникст А. Послесловие к "Гамлету" // Указ. соч., т. 6, с. 572-574.