Смекни!
smekni.com

Предмет и место в системе знаний (стр. 2 из 2)

Каково место и функции философии религии в ряду конкретных наук? - Религия фактически становится объектом рассмотрения практически всех гуманитарных дисциплин — экономики, политологии, юриспруденции, истории, филологии, лингвистики, литературоведения, музеологии, регионоведения и пр., а также и ряда естественных — географии, биологии, экологии и др. Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти характеристики относятся и к философии религии. Однако с существенным уточнением: философия религии — это одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире — религию — в контексте целокупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане “человек - мир”, обеспечивает видение религии в ракурсе предельных измерений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного. В контексте философского знания в целом философия религии конкретизирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и других разделов философий применительно к анализу религии и, в свою очередь, дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что философия религии по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет мировоззренческую функцию.

Рассмотрим теперь соотношение философии и теологии. В европейской традиции оно исторически менялось и понималось по-разному. Термин “теология” появился в античной Греции и вначале не нес философской нагрузки, а использовался для обозначения мифологических повествований о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а авторов этих поэм — Гомера, Гесиода, Орфея — называли теологами. Так же именовали последователей Эвгемера из Мессины, которые учили, что боги — это всего лишь обожествленные люди. Аристотель совершил поворот в истолковании термина, употребив его для обозначения части философии. Он обозначил этим словом “первую философию”, “высшую созерцательную науку”. Теоретическую философию Аристотель разделил на математическую, физическую и теологическую. Последней он отдал приоритет перед первыми двумя. Она — важнейшая по значению, это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего. Это учение о Боге — “первом движущем”, о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового бытия. В дальнейшем смысл термина приобретал различные значения.

Христианство отнеслось к античной философии, в том числе и к теологии в аристотелевском смысле, двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от языческой критики, с другой, — освоение философского наследия античности, его понятий, языка. Но главное — происходило переосмысление этих понятий, идей под углом зрения формировавшегося христианского мировоззрения, христианской догматики. Пересматривались также понятия теологии и философии.

Вначале учители церкви под теологией понимали языческое учение о богах. Позднее ею стали считать само Откровение — Священное Писание - слово о Боге и от Бога. Затем к теологии, кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационалистическое учение о христианских истинах. И только в XI-XIII вв. этот термин закрепился применительно к концептуализированному богословию. Теология была господствующим концептуализированным сознанием средневековья (теология Откровения и естественная теология). Философию стали отличать от теологии, первая мыслилась как служанка последней, и исследование религии представало как теология религии.

В новое время философия освобождается от диктата теологии. Философия начинает понимать себя в качестве высшего вида познания: все должно быть подвергнуто философскому рассмотрению, познанию разумом, в том числе и религия. Такая позиция часто предполагала и критическую установку по отношению к религии и теологии, дистанцирование от них. В XX в. многие теологи осознали кризис традиционной теологии, возникла потребность призвать на помощь философию. Стали разрабатывать понятия философской теологии, философского теизма, философской догматики и использовать язык и понятия философского знания для презентации теологии. Но тем не менее теологию ныне вряд ли правомерно включать в состав светской философии религии, даже если теология выступает в форме философского теизма или философской теологии. В случае религиозной философии религии такое включение возможно.

Выясним, наконец, из каких источников черпает философия религий исходный материал, необходимый для решения стоящих перед ней задач. Прежде всего это данные других разделов философии: метафизики, онтологии, гносеологии, логики, философии языка, философской антропологии, эстетики, этики, философии права, философии политики, философии науки. Используются и достижения других разделов религиоведения: социологии, психологии, феноменологии, истории, географии, экологии религии. Привлекаются результаты исследований в конкретных науках. Естественные — физика, химия, биология, космология, астрономия и т. д. дают материал о картине природы, общественные — всеобщая история, археология, этнология, культурология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, юриспруденция, политология и др. — обращаются к анализу человека и общества. Нельзя обойтись и без материалов теологии и ее истории в тех религиях, где теология разрабатывается, без доктринальных, кредовых, вероучителъных концепций других религий, в которых теология не представлена. Весьма “питательны” для философии религии искусство и художественная литература в их разнообразных видах - живопись, архитектура, музыка, литературные произведения, затрагивающие религиозную тематику и т. д.

Философия религии черпает также данные из истории философии и прежде всего истории философии религии, осмысляя религию как способ освоения человеком мира.