Чтобы заполнить время, установленное уставом для совершения агрипнии, в некоторых святогорских обителях чин бдения предваряется малым повечерием, которое совершается, как было описано выше, но с той разницей, что молитва, положенная в конце повечерия: "И дождь нам, Владык, на сон грядущим", опускается, "как не соответствующая цели настоящего нашего подвига", по замечанию "Писем святогорца".
Всенощное бдение начинается совершением в литийном притворе службы 9-го часа, со своим отпустом. Если бдение возглавляет архиерей, к обычному возгласу: "Молитвами святых отец наших", которым на Афоне заканчиваются все службы, прибавляется "Молитвами святого Владыки нашего".
Чин великой вечерни совершается в центральной части кафоликоне. При этом архиерей (или в его отсутствие игумен) стоит на архиерейской кафедре в мантии и с жезлом. Служащий иеромонах подходит к кафедре и, сотворив земной поклон предстоятелю, берет благословение на начало богослужения. На интересную особенность указывает типикон сербского Хилендарского монастыря. Здесь иеромонах благословляется не у предстоятеля, а у иконы Божией Матери "Троеручица", находящейся справа от архиерейской кафедры. Иерей полагает перед иконой три земных поклона и лобызает икону, после чего отходит в алтарь. Такое начало сохраняется и в будние дни.
Дальнейшее бывает, как это описано в Диатаксисе Константинопольского Патриарха Филофея (XIV в.): "Когда настанет время, отходит иерей с диаконом и творят поклоны иконе Владыки Христа, между тем как все братья сидят; диакон, взяв свой стихарь с орарем и поклонившись на восток трижды, подходит к иерею и говорит: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем"; иерей благословляет их, говоря: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Затем надевают оба присвоенные одежды". По облачении священник "кадит святую трапезу крестовидно окрест и весь жертвенник (то есть алтарь) и, отворив святые двери, исходит" северными дверьми, предваряемый двумя экклисиархами в мантии и с возжженными свечами на подсвечниках. Став посреди храма лицом к архиерейской кафедре, они возглашают: "Повели", "Повелите" и "Повели, Владыко (Отче) святый" и при этом приподнимают подсвечники. Вслед за этим иерей кадит перед святыми дверьми, затем перед иконами в иконостасе, правым и левым ликом, предстоятелем и иконами в проскинитариях и всей братией; при этом ему предшествуют экклисиархи или диаконы со свечами. "Исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую братию". Каждение притвора (литийного) совершается так, как это описано в 22-й главе типикона: священник "творит крест кадилом пред красными враты, также кадит на обе стороны святые иконы и братию всю по чину их; последи же возвращается к красным вратам, зря к западу, кадит крестовидно всех". Затем иерей, "паки возвращая в церковь и став посреди обою лику, знаменует кадилом крест, зря к востоком и возглашает велегласно: "Господи, благослови".
После начального возгласа иерея "Слава Святей" предстоятель с кафедры читает "Приидите, поклонимся" трижды. Четвертый стих "Приидите, поклонимся и припадем Ему" не произносится, что, кстати, соответствует русской богослужебной практике до XVI века.
Затем предстоятель читает 103-й псалом до стиха "Отверзшу Тебе руку". Отсюда лики начинают антифонное пение предначинательного псалма с аниксантариями. Самое раннее указание на исполнение аниксантариев встречается в рукописи Ватопедского монастыря ј 320 (931), которая датируется 1346 годом. По своему содержанию аниксантарии являются краткими прославлениями Триилостасного Божества как Первопричины мироздания, которые перекликаются со стихами 103-го псалма. "За каждым стихом все славословят Троицу, Которая есть Создатель всего", - замечает святой Симеон Солунский (XIV в.). Все аниксантарии имеют припев: "Слава Тебе, Боже", который в свое время был припевом 1-го антифона песненной вечерни. Их полный текст записан профессором А. А. Дмитриевским и опубликован в его "Описаниях литургических рукописей...". Пение аниксантариев, которое продолжается около двух часов, афонцы слушают с особым благоговением. Типиконы предупреждают, чтобы иерей в это время не читал светильничных молитв, которые надо читать после стиха: "Вся премудростию сотворил еси". Кроме аниксантариев к особенностям пения предначинательного псалма относится присоединение к трехкратному "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" четвертого стиха: "Упование наше, Господи, слава Тебе". Этот же порядок сохраняется при всяком пении или чтении кафизм. На мирной ектений, как и на всех последующих, при архиерейском служении поминается только служащий архиерей, причем прошение звучит так: "Об архиепископе нашем (имярек)... Господу помолимся". Если нет архиерея, таким же образом поминают Константинопольского Патриарха. Восьмое прошение начинается словами: "О святей обители сей, Святей Горе сей" и т. д. На Афоне, как и во всех греческих церквах, в начале прошения "Пресвятую, Пречистую..." хор поет: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
О пении первой кафизмы типиконы говорят: "стихословим "Блажен муж" во глас 8-й, начинает же это не начальный хор, но другой, второй же псалом - начальный хор, и третий - опять второй хор". Однако в современной практике пение первой кафизмы зачастую вообще опускается.
Пение "Господи, воззвах" начинается с возгласа канонарха: "Благослови, Владыко, глас (называется прилучившийся глас Октоиха)". Вообще обязанности канонарха за великой вечерней детально регламентированы уставом (см.27-ю главу нашего типикона) и подробно описаны В. Григоровичем-Барским. "Канонарху, - пишет Барский, - дело есть: на "Господи, воззвах" и на "Хвалитех" глас оглашати, на всем правиле чрез сутки канархаты (то есть канонаршить. - Прим. авт.) и Псалтирь, и Парамеи, и Апостол и Синаксар честы, и в зажжению и погашению свещь и кандилов, егда упразднится, иным помоществует. Огласивши же глас, с преложением рук, низу смотрящи, пред оным крилосом стоит (обратившися к начальнейшим), на нем же начинает певец пеги "Господи, воззвах" или "Хвалите", и егда услышит поюща: "Вонми гласу моления моего" или "Хвалите Его в вышных", покланяется ниц до землы и отступает на странну, дондеже прийдет время канархати стихиры. Идеже поется: "Яко утвердися милость Его на нас", преходящы чрез церков, полагает на себе крест пред царскимы враты и, обратившися на запад, к оной стране скоро приходит, и уже не полагающи книгы на налои, по всегдашнему тамо обычаю, но держащы в руках, канархает. Такожде на "Славе, и ныне" на руках канархает, еще же и на стиховнах всех святых четиредесятницы, прочее же всегда полагающы книгу на налои, и на подножии (очевидно, здесь имеется в виду омфалион. - Прим. авт.) стоящи. Егда же поется наславник велик, кроме и "и ныне" такожде особ-но великое, тогда не преходит яве чрез храм, но сокровенно за свещникамы, близ иконостаса, пред наместнимы образамы, на "славе" убо, ради протяженна-го пения, донележе окончит (хор. - Прим. авт.) "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" (да не стоит пред крилосом празден, мало тамо сокривается, на "и ныне" же, и тоейжде ради вины и благочиния ради входа, сокровен за свещникамы стоящы, громыгласно издалече канархает. Егда же поются прокимены, на вечернях, сей ставшы посреде церквы, стихи ответствует тихим гласом, клобук снявши". Пение антифонное, причем первые два стиха "Господи, воззвах" и "Да исправится" поют особым долгим распевом, каждый по 15- 20 минут. Стихиры поют на 10, с канонархом. Здесь есть ряд особенностей: 3-ю или 4-ю стихиру всегда исполняет предстоятель с кафедры - один или вместе с несколькими "доброгласными псалтами". Для пения Догматика оба хора сходятся вместе. Догматик также поется долгим распевом.
Одновременно с началом пения "Господи, воззвах" два екклисиарха или кандилапта (свещевозжигателя), в мантиях, сотворив три земных поклона перед иконой Божией Матери и по одному поясному пред предстоятелем, ликами и братией, начинают зажигать свечи на хоросе, паникадилах, подсвечниках и лампадах. Делают они это синхронно и весьма изящно, умело пользуясь длинными шестами, концы которых, как змейками, обвиты тонкими свечами. При этом число свечей, зажигаемых перед праздничной иконой, строго регламентируется типиконом. Так, соборный типикон Ватопедского монастыря 1508 года имеет даже особую таблицу с указаниями о свещевозжигании на весь год. В сентябре, например: "1-го сентября светильницы, яже наверху, оставляем; возжигаем же иконостас (то есть подсвечник перед Распятием. - Прим. авт.) и хорос, и успенскую свечу, и только на время вечерни. Пред образом же святого Симеона возжигаем свещи две, на утрени творим по обычаю, 6-го, на архангела Михаила, пред образом его возжигаем свещу едину. 8-го (Рождество Богородицы) возжигаем свещи, якоже обычай есть в неделю. Перед проскинитарием же богородичным возжигаем свещи три. Подобает бо ведети непременно, что егда возжигаем у проскинитария три свещи, сохраняем их негасимы, 9-го возжигаем в проскинитарии свещи две на всю службу, в память Богоотец" и т. д.