Типиконы предписывают начинать каждение на "Господи, воззвах" с пения стиха "Да исправится", причем кадят не только в алтаре и в храме, но и во внутреннем притворе: "Когда же поется "Яко кадило пред Тобою", диакон кадит сначала внутри алтаря, затем исходит северною дверью и кадит проскинитарий с иконой святого, затем игумена и отходит недалеко от игумена и кадит всех на правом клиросе и, окадив крестовидно против аналоя, как и на первом клиросе, двигаясь кадит старцев, затем исходит в притвор и кадит всех по чину". Обычно каждение совершают два диакона, которые входят разными боковыми вратами, кадят икону Божией Матери и проскинитарий с праздничной иконой трижды по трижды; затем кадят предстоятеля; потом расходятся для каждения клиросов; после этого вновь сходятся в центре храма и кадят стоящую братию и паломников, и главными дверьми исходят кадить притвор. Особенностью афонского каждения является ношение диаконами особых ковчежцев для ладана в виде серебряных или позолоченных церквей. Эти ковчежцы, или "сионы", диаконы носят на левом плече и придерживают рукой, обернутой пеленой.
Особой торжественностью отличается вход с кадилом. По типикону Филофеевского монастыря: "Когда же начнут петь "Слава", кандилапт выходит на середину храма и, поклонившись трижды к востоку, делает поклоны к обоим хорам, и по сему знаку отходят иереи и иеродиаконы во святой алтарь и облачаются для участия во входе". В современной практике екклисиарх (а не кандилапт) обходит храм и притвор и приглашает священников, начиная с гостей и старшей братии, к участию во входе. После этого иереи, начиная с игумена, подходят к архиерею и, взяв благословение, уходят в алтарь. В середине пения Догматика иеродиаконы и священники исходят из алтаря и становятся полукругом в центре храма на омфалионе или по бокам кафедры, в зависимости от размеров храма и числа служащих. В центре становятся два кандилапта с подсвечниками и два иеродиакона с так называемыми "малыми" рипидами (без древка). Когда предстоятель с кафедры благословит вход, архидиакон возглашает:"Премудрость, прости". Священники начинают петь "Свете тихий". Со слов "Иисусе Христе" диаконы кадят иереев, а когда начнут петь "поем Отца, Сына и Святаго Духа", иереи делают поклон епископу, берут его благословение и по двое входят в алтарь. Диаконы, стоя по бокам от Царских врат, кадят входящих иереев. Затем в алтарь входят и иеродиаконы. Вот как описывает вечерний вход на праздничном бдении в Пантелеимоновском монастыре инок Пар-фений: "Когда пели стихиры, тогда экклисиарх ходил по всей церкви и приглашал всех иеромонахов и иеродиаконов в алтарь. Тогда иеродиаконы по два выходили и становились среди церкви, творя два поклона в пояс и третий земной, подходили к Владыке с земным поклоном и брали от него благословение. Поклонившись, уходили в алтарь; за ними иеромонахи так же творили и уходили облачаться. Когда же начали петь "И ныне" и Богородичен, тогда вышли из алтаря наперед два екклисиарха в мантиях, несли по подсвечнику, за ними два диакона с кадилами; за ними же два диакона, один с кириями (дикирием и трикирием), а другой со свечею; за ними два диакона с рипидами; за ними один диакон нес великий запрестольный крест; прочие диаконы шли по двое со свечами; за ними шли по двое священники с опущенными вниз руками; за ними уже и игумен. Всех же вышло около ста человек и сделали великое полукружие; а когда дааконы покадили иконы и Владыку и один из них возгласил "Премудрость, прости", тогда "Свете тихий" пели одни только священники и диаконы. Когда начали петь слова "пришедще на запад солнца", тогда игумен на правый и левый клиросы сотворил по малому поклону и вошел в алтарь; священники по двое такожде сотворили; диаконы в Царских вратах кадили каждого и допевали стих уже в алтаре".
Современная практика несколько отличается от уставной: по окончании пения "Свете тихий" второй диакон, стоя к западу, возглашает: "Вечерний прокимен" (глас прокимна не оглашается). Священнослужители поют прокимен и стих прокимна и уже после этого входят в алтарь.
Во время входа и пения "Свете тихий" екклисиархи зажигают свечи на хоросе и паникадилах и начинают их раскачивать.
"Сподоби, Господи" и паремии читает предстоятель с кафедры. Лития на Афоне также имеет свои особенности. Афонские типиконы, в отличие от палестинских и других списков Иерусалимского устава, предписывают иерею и диакону выходить на литию не северной дверью, а Святыми вратами. Все типиконы указывают, что лития должна совершаться во внутреннем притворе: "По возгласе (просительной ектеньи. - Прим. авт,) исходит иерей с кадилом Святыми вратами, в преднесении канонархом подсвечника, исходит с игуменом и певцами в нарфик храма, в котором поем обычные тропари" (Костамонитский типикон).
В одних монастырях лития совершается с пением стихиры святого обители, к которой присоединяются Богородичные стихиры гласа или догматические Павла Аморейского. На праздничном бдении стихиры Богородицы заменяются стихирами праздника; после них следует Догматик. В Лавре преподобного Афанасия Афонского Догматик поется перед чудотворной иконой Божией Матери "Икономисса", которая находится слева от главных (красных) дверей из притвора в храм. Для этого хоры сходятся и образуют полукружие перед иконой, а диаконы все время, пока поется Догматик, кадят икону.
В других монастырях поется только стихира святого обители и самогласен праздника. Богородичен после "Слава, и ныне" не поется (типикон Григориатского монастыря). Типикон Пантелеимоновского монастыря указывает также каждение иереем или диаконом певчих, поющих литийные стихиры. Все стихиры поются с канонархом.
В части прошений литийной ектений, их количества и последовательности афонские типиконы допускают большое разнообразие. На Святой Горе сохраняется палестинская практика поименного поминовения на литии живых и умерших. Наибольшим количеством прошений отличается Филофеевский типикон, по которому кроме чтения диптихов полагается шесть прошений. Другая особенность этого типикона: возглас "Услыши ны, Боже" и молитву "Владыко Многомилостиве" читает сам предстоятель.
По типикону Григориатского монастыря, полагается всего четыре прошения (отсутствуют прошения "Помилуй нас, Боже" и о епископе), зато каждое из них сопровождается сорокакратным пением "Господи, помилуй". Практика литийных прошений по типикону Пантелеимоновского монастыря аналогична Григориатской. Но сорокакратное "Господи, помилуй" после каждого прошения этот устав полагает только в зимнее время. В летний же период, из-за краткости ночи, после первого прошения певчие трижды поют "Господи, помилуй"; затем диакон продолжает произносить оставшиеся прошения, а певчие непрерывно поют "Господи, помилуй".
В Симонопетрском монастыре после первого прошения хор поет "Господи, помилуй" сорок раз, после второго прошения - три раза; так же и после третьего прошения (о епископе и игумене с братией); затем подряд следуют несколько прошений о живых и усопших, после которых хор единожды поет "Господи, помилуй"; сорок раз и трижды - после чтения диптихов, начиная с поименного поминовения ктиторов. Последние прошения ("о еже сохранитися святей обители сей" и т. д.) произносятся аналогично указаниям Пантелеимоновского типикона.
Интересную обрядовую особенность чина литии в Костамонитском монастыре представляют закрытие красных дверей после того, как литийная процессия войдет из храма в притвор, и открытие этих же дверей вновь, когда начнется поминовение живых и умерших. Возможно, этот обычай направлен на то, чтобы все стоящие в это время в храме могли слышать чтение диптихов и принять участие в общих молитвах о живых и умерших.
На Афоне сохраняется древний порядок окончания литии, когда священник и диакон во время пения стихир на стиховне уходят в алтарь, а Святые врата закрываются. "По исполнении молитвы певцы поют стиховные с их стихами. Иерей с диаконом входят в храм в преднесении подсвечников, затем подсвечники поставляются по сторонам хлебов, иерей же с диаконом трижды совершают поклон и кланяются к хорам, и входят во святилище" (Филофеевский типикон).
Описание литии будет неполным без упоминания еще одной существующей на Святой Горе традиции. С учетом продолжительности праздничного бдения (агрипния на панагир вместе с литургией продолжается обычно 15-17 часов), после паремий делается небольшой перерыв до Шестопсалмия. В то время как служба идет своим чередом, архиерей, а за ним и большинство певчих, монахов и паломников, в сопровождении настоятеля направляются в синодик - зал для торжественных приемов, где гостям предлагают традиционное восточное угощение: чашку кофе со стаканом холодной воды, рюмку ракии (афонской водки), сладости и фрукты. Принимая во внимание это обстоятельство, типиконы разрешают вкушение пищи до Шестопсалмия.
Отпустительный тропарь "Богородице Дево" поют оба хора, причем после каждой из восьми строф певчие исполняют терирем (особый певческий прием, где мелодия имеет определяющее значение. - Прим. ред.) на один из гласов Октоиха, начиная с первого. Этот тип песнопения (как и знакомые по старообрядческому богослужению аненайки) в византийском пении носит название "кратима" (от греческого "кратасо" - держу, задерживаю). Происхождение кратим связано, по-видимому, с богослужебным чином церкви Святой Софии Константинопольской, где они имели практическое назначение - они "задерживали" (отсюда и название) богослужение, когда это было необходимо (например, до прихода императора, который выполнял определенные обязанности за богослужением), позволяя избегать долгих пауз, столь отрицательно воспринимаемых православным литургическим сознанием. Кратимы и сейчас не вполне утратили свои утилитарные функции: помимо придания праздничной службе большей торжественности, они помогают типикарю или екклисиарху регулировать продолжительность богослужения. На Афоне строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: "Должно есть екклисиарх имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст". Попутно заметим, что по той же причине неотъемлемую принадлежность афонских храмов составляют часы с боем. Пение "Богородице Дево" с териремом может продолжаться от 40 минут до полутора часов.