Смекни!
smekni.com

Причинный комплекс современной преступности в России (стр. 2 из 4)

Из трех рассмотренных ситуаций (каждая из которых по-своему ти­пична) предпочтение должно быть отдано первой. Она оптимальна как с точки зрения интересов общества, которое может быть вовсе избавлено от серьезного посягательства на общественные отношения, блага и ценности, охраняемые уголовным законом, так и интересов самого правонарушителя (его семьи, близких), которому не придется подвергаться ограничениям и даже лишениям, вытекающим из факта применения уголовного наказания. Вторая из рассмотренных ситуаций с криминологических позиций не столь результативна и убедительна, но и она, если руководствоваться известным житейским правилом «лучше поздно, чем никогда», вполне приемлема.

Что касается третьей ситуации, то применительно к ней должны использоваться соответствующие контрольные, надзорные и иные корриги­рующие средства и механизмы, позволяющие ее исправить.

В качестве объектов предупредительного воздействия выступают самые разнообразные причины и условия преступлений, которые классифициру­ются в криминологической литературе по различным основаниям. Это причины и условия преступности в целом, причины и условия отдельных видов преступлений, причины конкретных преступлений (классификация по уровню); объективные и субъективные причины и условия (классифика­ция по характеру); обстоятельства, детерминирующие неблагоприятное нравственное формирование личности и внешние криминогенные ситуа­ции (классификация по направленности и механизму действия); причины и условия главные и неглавные (классификация по глубине и силе дейст­вия); причины и условия, действующие постоянно и повсеместно, временно и локально (классификация по временной и пространственной распрост­раненности); причины и условия экономического, социального, полити­ческого, организационно-управленческого, идеологического и правового характера (классификация по содержанию).

Если оценивать систему криминологической профилак­тики в целом, то надлежит признать, что в ней пока преобладают вербаль­ные средства и методы и явно недостает прагматических решений и действий. И это закономерно, если учесть, что жизнь российского общества на протяжении многих десятилетий, предшествовавших коренному реформированию, ны­нешнему переходному периоду, была чрезмерно идеологизирована. Избав­ление от прежних стереотипов сознания и поведения происходит не в одно­часье, медленнее, чем того хотелось бы.

Ситуация осложняется тем, что содержание и формы проявления криминологических детерминант в целом претерпели на этапе перехода к но­вому общественному устройству весьма существенные изменения. Большин­ство социальных противоречий, лежащих в основе причин, условий, иных детерминант преступности и имеющих многовековую историю, продолжают сохраняться и действовать. Можно лишь констатировать, что исчезли (прак­тически сведены на нет) одни, очень немногочисленные криминогенные факторы из числа ранее активно действовавших (например, товарный дефи­цит), а также изменилась социально-правовая оценка других, ранее считав­шихся криминогенными явлений, которые сохранились, даже усилились, получили более широкое, чем прежде, распространение, но перестали счи­таться предосудительными, социально вредными (к примеру, частнособ­ственническая психология).

В целом же система криминологической детер­минации подверглась модификации, видоизменениям, приспособилась к новым условиям. Так, набор «смертных грехов» и содержание криминальной мотивации остаются по сути неизменными с библейских времен, хотя сте­пень развития, интенсивность и формы появления корысти, ненависти и других мотивов преступного поведения стали во многом иными. Всего лишь за последние 15-20 лет эти субъективные причины преступности усилились, цинично обнажились, получили более широкое распространение, завоевали известные позиции в обществе. К этим, в большинстве своем неблагоприят­ным переменам, добавились новые, ранее неизвестные криминогенные фак­торы, причины и условия преступлений, которые прежде не действовали или были едва заметны, находились в зародышевом состоянии[3].

2.2 Причинный комплекс современной преступности в России

Изучение причинного комплекса преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков.

В качестве причин этого негативного явления выступают социальные явления и процессы, коренящиеся в самом обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его функционирования. В качестве наиболее важных причин и условий современной преступности выступают указанные явления и процессы в сферах экономики, социальных отношений, идеологии, а также политики.

Исходными среди них выступают экономические отношения.

К экономическим факторам преступности относятся такие явления, как:

· общий экономический кризис;

· объективное противоречие между экономическими потребностями населения и возможностями общества в их удовлетворении; существующие в стране безработица, инфляция;

· поляризация населения по уровню доходов;

· несоответствие уровня жизни значительной части населения уровню обеспечения физиологической выживаемости;

· наличие и распространение «теневой экономики»;

· более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной экономической деятельности;

· недостаточная интегрированность национальной экономики в мировую и т. п.

Результатом таких противоречий в экономическом развитии страны являются попытки отдельных лиц удовлетворять свои материальные потребности антиобщественным, а зачастую и преступным путем. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что экономические факторы воздействуют на поведение людей опосредованно. Они не детерминируют прямо преступных проявлений, а воздействуют на них, преломляясь через структуру личности преступника.

В экономической сфере особенно криминогенную роль играют противоречия между ростом потребностей людей и возможностями общества по их удовлетворению.

Среди многообразных признаков, поразивших в последние годы все сферы нашей жизни, главными являются разрушительная инфляция и глубокий спад общественного производства, падение производственной активности. Это существенно затрудняет решение проблемы стабилизации экономики при сохранении общей стратегии на ее коренную рыночную трансформацию[4].

Наряду с высокой степенью монополизации экономики, отсутствием конкуренции, затянувшимся процессом приватизации опасным криминогенным фактором является коррупция, которая на 90% состоит из взяточничества.

Вышесказанное свидетельствует о том, что противоречие между потребностями и возможностью общества по их удовлетворению непосредственно влияет на качественные и количественные характеристики преступности и значительно усиливает криминологический потенциал социального неравенства.

Весьма криминогенны противоречия и в сфере распределения и обмена. Распределительные отношения занимают ведущее место системе общественных отношений. Они оказывают воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь непосредственно влияют на формирование в нем социально-психологического климата, систему ценностных ориентаций людей, мотивацию их поведения и поступков.

За последнее время отмечается снижение доходов населения, с одной стороны, а с другой – концентрация значительных материальных средств у сравнительно небольшой группы людей. Это еще больше обостряет криминогенную ситуацию как в отдельных регионах, так и в целом по стране.

Широкое распространение нетрудовых доходов, извлекаемых противоправным способом, в том числе и преступным путем, привело к выделению определенного слоя лиц, имеющих многотысячный, а нередко и миллионный противоправный доход. Криминогенность этого явления становится особенно очевидной, если учесть, что на другом «полюсе» социальной лестницы оказывается маргинальный слой деклассированных и полудеклассированных элементов (наркоманы, бродяги, алкоголики, проститутки, неадаптированные лица с уголовным прошлым и др.). Именно они обладают повышенной криминальной активностью. И это подтверждают статистические данные: так, по данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время в стране количество наркоманов приближается к 3 млн. человек, однако официально статус «наркомания» имеют лишь 320 тыс. человек, а «токсикомания» - 12 тыс. человек. Необходимо сказать, что самая уязвимая часть населения – подростки, среди которых уровень заболевания наркоманией (84,5 на 100 тыс. подростков) почти вдвое выше, чем у населения в целом (50,6 на 100 тыс. всего населения)[5].

Важное криминогенное значение имеют и политические факторы современного общества. К их числу можно отнести:

1. нестабильность политического режима и уголовной политики;

2. коррумпированность представителей государственной власти;

3. неправомерное лоббирование интересов отдельных социальных групп в

структуре государственной власти;

4. отчуждение большей части населения от управления государственными делами и от контроля за системой борьбы с преступностью;