СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Содержание института экстрадиции и института выдачи преступников
2 Законодательное регулированиеинститута экстрадиции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Анализируя причины и условия роста преступности, необходимо отметить, что до недавнего времени преступность традиционно рассматривалась как явление местного или в лучшем случае национального масштаба, поэтому расследование преступлений и уголовного преследования долгое время представлялось внутригосударственным делом. Как правило, уголовное право носило внутригосударственный характер и касалось только действий или бездействия, имевших место на территории государства, в котором находится суд. Те преступления, которые совершались за границей, не являлись предметом обеспокоенности для национальных органов власти, которые, соответственно, были не склонны содействовать органам власти другого государства в привлечении виновных к уголовной ответственности, в сборе доказательств, необходимых для ведения уголовного преследования.
В современных условиях институт выдачи преступников (экстрадиции) играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами в сфере уголовного права. Не меньшее влияние возможности выдачи преступников(экстрадиции) оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью. Все это не может не приводить к тому, что вопросы выдачи преступников (экстрадиции) привлекают к себе внимание юристов, ученых и практиков.
Нормативно-правовое регулирование выдачи преступников (экстрадиции), ее теоретические и практические проблемы не обойдены вниманием в монографических и диссертационных исследованиях. Не меньше внимания вопросам выдачи преступников (экстрадиции) уделяется в периодической печати. Несмотря на это, нельзя не отметить, что в целом же этот институт остается пока еще малоизученным.
1 Содержание института экстрадиции и института выдачи преступников
На мой взгляд необходимо начать с того, что институт экстрадиции и институт выдачи преступников не являются идентичными по своему содержанию. В монографических и диссертационных работах присутствуют различные позиции по данному вопросу. Так, доктринальная позиция по вопросу об институте выдачи достаточно четко представлена в ряде монографических и других исследований. Согласно, например, точке зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора [6].
Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания [5]. Во многом под влиянием этого подхода в юридическом обиходе закрепилось определение экстрадиции как "отдельного института выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников" [7]. В научной, учебной и методической литературе концепция экстрадиции, лежащая в основе анализа ее понятия, целей, содержания, нормативной регламентации и процедур, нередко ограничивается аспектами выдачи лиц, объявленных в международный розыск в связи с совершенными преступлениями, или передачи одним государством другому осужденных для отбывания наказания.
Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным.
Во-первых, экстрадиция и выдача - не тождественные понятия. Экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Как известно, процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче.
В этой связи следует выделять формы реализации экстрадиции. К их числу относятся:
1) выдача;
2) отказ в выдаче;
3) отсрочка выдачи;
4) временная выдача;
5) передача.
Все они связаны с экстрадицией, охватываются ее нормами, но к выдаче преступников не сводятся. Вследствие этого представляется достаточно спорной высказанная в диссертационных исследованиях и в юридической литературе точка зрения, согласно которой именно выдача представляет собой отдельный институт права [13]. Более обоснованным было бы говорить об экстрадиции как об отдельном комплексном и самостоятельном институте права.
2 Законодательное регулирование института экстрадиции
Нормативная база рассматриваемого института экстрадиции (выдачи преступников) имеет двухуровневую структуру:
1) внутригосударственное (в частности, конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное)
2) международное законодательство (в частности, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные с участием Республики Беларусь).
При решении вопросов об экстрадиции большое значение имеет иерархический коллизионный принцип, согласно которому нормы международного права имеют преимущество над национальными.
Общепризнано, что выдача преступников регламентируется преимущественно национальным законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. Так, собственного права признается достаточным для принятия решения о выдаче в таких странах, как Италия, Франция, Германия и др., даже при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому государству с просьбой о выдаче преступника внутреннего законодательства недостаточно, необходимо руководствоваться двусторонним или многосторонним договором.
Данный институт для Республики Беларусь является достаточно новым – впервые закреплен национальным уголовным законом лишь в 1999 году. Особенностью для Республики Беларусь является то, что у нее отсутствует национальное законодательное регулирование данного института, а возникающие вопросы регулируются нормами международного права. Так правовую базу института экстрадиции для Республики Беларусь составляют: Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанным 20.10.1992 г.; Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, подписанным 26.10.1994 г.; Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанным 21.02.1994 г.; Конвенция «О передаче лица осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания», принятую 6.03.1998 г. Основополагающее значение для Республикой Беларусь имеет Конвенция членов СНГ 1992 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», в редакции, подписанной в Кишиневе 7.10.2002 г. [14].
Исследование и оценка норм, закрепленных в международных документах, показывают, что унифицированных правил выдачи практика Республики Беларусь и зарубежных государств не имеет. Основания, порядок и условия выдачи могут быть определены согласно заключенным соглашениям, а также в соответствии с принципами взаимности, если между договаривающимися сторонами не существует соответствующего международного договора.
Процесс экстрадиции состоит из нескольких этапов, каждый из которых регламентирован международно-правовыми документами, ведомственными и межведомственными нормативными актами.
Во-первых, решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статуса лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином Республики Беларусь либо иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает: "Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь". Данное предписание устанавливает и Уголовный кодекс Республики Беларусь в ч.1 ст.7.
Данное правило распространяется и на ту часть бипатридов, которые кроме белорусского имеют еще одно гражданство или подданство иностранного государства. Так, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 г.: за лицом, состоящее в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. В.П. Зимин считает, что в договорной практике стран СНГ могла бы быть закреплена такая форма сотрудничества, как выдача (на условиях взаимности) своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства, для суда над ними и последующей их репатриации для исполнения вынесенного приговора [10].
Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства. Так в соответствии с ч.2 ст.7 Уголовного кодекса Республики Беларусь: иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступление вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь. Из буквального толкования ч. 2 ст. 7 УК можно сделать вывод, что экстрадиция - это право, а не обязанность государства. В каждом случае компетентные органы должны рассматривать этот вопрос индивидуально…