Кундалини (санскр.– «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала сушумны и «застывшей» в муладхаре – самой из нижней из «нанизанных» на него чакр (энергетических центров, соотносимых, в порядке восхождения, с участками человеческого тела, хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий).
Будучи «запечатана» в человеческом теле, кундалини является на макросомическом уровне богиней (Махакундали) в состоянии непрерывной активности. Само название соотносимо с индийскими архаическими змеиными культами эротического характера (неарийского происхождения) и с более поздними, но основанными на первых, мифологемами, типа Вишну, почивающего в промежутках между своими миросозиданиями на свернувшейся мировой змее.
В тантризме началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как Шакти – деятельная супруга «статичного» Шивы. Женское божество аккумулирует все санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации «развертывает» мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего элемента мира – земли.
Периодически наступающий покой Махакундалини соотнесен с ее «стартовым положением» в нижней чакре человеческого организма.
На этой теологии основывается кундалини-йога – система упражнений, призванная заставить кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение индивидуального сознания практиканта.
Среди наиболее известных пособий по этой йоге можно назвать Прапанчасара-тантру (Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская «змееобразная энергия», принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством магических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает «освобождение». Другие пособия по чакрам и артериальным каналам – Вараха- и Шандилья-упанишада.