Смекни!
smekni.com

Изучение Торы и добывание средств к существованию - две противоречивые обязанности (стр. 2 из 3)

Эти слова раби Вайнштейна нужно сопоставить с его же двумя другими замечаниями, где он подчеркивает важность учебы в колеле (йешиве для семейных мужчин) и даже осуждает чье-то намерение покинуть колелъ, принятое на том основании, что нельзя якобы извлекать выгоду из Торы. Раби Файнштейн называет сей довод "советом йецер га-ра". На первый взгляд, это мнение противоречит вышеприведенному. Но, возможно, рав просто имел в виду два разных типа учеников, в последнем случае обращаясь к тем, кто по уму и личным качествам годился в духовные лидеры своего народа.

Здесь важно помнить одну вещь: нельзя рассматривать мирские дела как нечто отделенное от служения Б-гу; наоборот, следует так организовывать свою повседневную деятельность, чтобы она стала важным элементом жизни по Торе. В этом случае стремление заработать на жизнь не только не вступит в противоречие с занятием Торой, но лишь возвысит и улучшит эти занятия. В своем письме к бывшему ученику, который, закончив учебу в йешиве, пошел работать и вскоре стал жаловаться на тяготы "двойной жизни", рав Ицхак Гутнер привел такую остроумную аналогию: "Тот, кто постоянно снимает комнату в частном доме и также номер в гостинице для временного проживания, конечно же ведет "двойную жизнь". Но тот, кто снимает двухкомнатную квартиру, ведет привольную, а не двойную жизнь".

Хорошим пояснением к примеру рава Гутнера может служить высказывание наших мудрецов: "Более велик тот, кто получает доход трудом рук своих, чем тот, кто боится Небес". Он имел в виду, что добывание средств к существованию - само по себе очень важное дело. На эту тему есть прекрасные высказывания таких известных мудрецов прошлого, как Магарал (раби Иегуда Лива) и Магарам Алашкар; мы рассмотрим их в следующей лекции.

Итак, мы подробно обсудили важность трудовой деятельности, оставив в стороне необходимость изучения Торы, что само по себе не требует доказательства. Известно, что Тора должна находиться в центре нашей жизни, а работа - на периферии, и что мы должны, как сказано в трактате Авот, "не быть слишком предприимчивыми, но заниматься Торой". Распределяя время между изучением Торы и работой, следует руководствоваться этими правилами.

Мудрецы не дают нам конкретных указаний о том, как делить время между этими двумя обязанностями. Очевидно, все зависит от индивидуальных потребностей и возможностей человека и от его личных склонностей. Для некоторых "одной главы утром и одной главы вечером" достаточно, чтобы выполнить заповедь "Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих"; у других изучение Торы становится смыслом жизни, а работа - лишь приложением в буквальном смысле этого слова.

Рассмотрим ряд примеров из жизни наших мудрецов, чтобы понять, как следует правильно распределять свое время. Мидраш сообщает: Сказал Раби от имени святой общины: "Приобретай ремесло вместе с Торой. Где источник этих слов? - "Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь". Но почему он называет их "святой общиной"? - Потому что там были рав Йоси бен Мешулам и раби Шимон бен Менасия, которые привыкли делить день на три части: одну треть - для изучения Торы, одну треть - для молитвы и одну треть - для работы. Некоторые говорят, что они сосредоточивались на Торе зимой [период бездействия в сельском хозяйстве], а на работе - летом."

Раши так объяснял (в приписываемом ему комментарии) положение Мишны (Авот) "Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием": "Не выделяй для Торы строго установленное время, а учи ее весь день". Рашбац сомневается: "Но это невозможно, ведь в Гемаре сказано: "Выполняй эту мицву в соответствии с повседневными условиями". Смысл мишны, скорее, в том, что время, выделенное для Торы, должно быть фиксированным, а все другие дела надо планировать, ориентируясь на это время (посвященное изучению Торы, которое призвано стать твоим главным занятием). Сходное толкование дает и сам Раши в другом месте: "Поскольку человек должен заниматься работой (дерех эрец) - ведь без дерех эрец не может быть и Торы, - ему надлежит выделять твердо установленное время для Торы, чтобы не быть весь день привязанным к своей работе".

Объясняя, как надо делить время учебы на три части - треть на ТАНАХ, треть на Мишну и треть на Талмуд, -Ромбам приводит в пример человека, который занимается своим ремеслом три часа и девять часов отдает изучению Торы. (Некоторые приводят слова Рамбама в качестве обязательного правила; из контекста, однако, ясно, что это всего лишь иллюстративный пример.)

Стоит упомянуть также "ранних праведников", которые тратили по девять часов в день на молитвы, оставляя всего три часа для изучения Торы и работы.

Рава (авторитетнейший мудрец эпохи составления Вавилонского Талмуда) просил учеников не приходить в дом учения в месяцы нисан и тишрей, когда сельскохозяйственные работы были в полном разгаре и плата за них была высока. Хорошо заработав в этот период, ученики могли потом не беспокоиться о хлебе насущном весь остальной год. Отсюда Магарал приходит к выводу, что допустимо в какой-то мере пренебрегать изучением Торы в течение ограниченного периода времени, чтобы затем посвятить ей больше времени.

Здесь уместно задать важный вопрос. Как объяснить в свете всего вышесказанного нынешнюю позицию подавляющего большинства руководителей йешив, которые побуждают учащихся изучать Тору все время, не отвлекаясь на другие занятия? Учеба на "полную ставку" существовала, конечно, и до Второй мировой войны, но тогда она была уделом лишь узкой группы особо одаренных людей, целиком посвятивших себя Торе. Сегодня этот подход стал нормой, что само по себе беспрецедентно в еврейской истории. Некоторые ведущие авторитеты говорили мне, что это временное предписание (гораат шаа). Катастрофа уничтожила практически весь фундамент глубокого изучения Торы, и, чтобы восстановить его, от учащихся йешив требуется высочайшая степень прилежания, даже если это вредит некоторым людям и ведет к отдельным искажениям в нормальной системе обучения. Есть также мнение, что эта мера вызвана необычайным ростом популярности светского образования, что вызывает определенную тревогу: ведь стоит йешиботнику всерьез увлечься новыми знаниями, и он может совершенно забросить Тору.

В заключение отметим, что нет определенных правил распределения времени между изучением Торы и работой; каждый человек должен сам решать этот вопрос, консультируясь с раввинами. О том, кто выбирает свой путь, руководствуясь страхом перед Б-гом, сказано в Талмуде: "Неважно, делает он много или мало; главное -чтобы сердце его было обращено к Небу". И еще сказано: 'Тот, кто приходит очищать себя, удостаивается помощи [от Всевышнего]". Он может быть уверен, что помощь свыше позволит ему сделать правильный выбор.

"Люби труд!"

Мишна однозначно повелевает нам любить труд. Необходимость трудиться очевидна для всех, ибо мир, созданный Б-гом, устроен так, что только работа дает возможность преуспеть в нем. Однако необходимость - это еще далеко не любовь. Чтобы любить труд, надо видеть в нем самостоятельную ценность, о чем как раз и говорят комментаторы Мишны: "Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться - ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви [к труду]". Мудрецы Талмуда разъясняли: "Люби труд! - Что это значит? Если у человека нет работы, что он должен делать? Если есть у него запущенный двор или заброшенное поле - пусть приведет их в порядок, как сказано: "Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою."

Почему же мудрецы требуют от нас любить труд? Комментаторы дают разные объяснения:

1. Известный комментатор Мишны 15-16 веков раби Овадия из Бертиноро говорил: "Ибо безделье ведет к безумию". Другими словами, трудовая деятельность - важное условие для душевного здоровья. Но по мнению раби Яакова Эмдена, это недостаточное объяснение мишне, поскольку дальше в ней сказано: "возненавидь высокое положение". Отсюда следует, что мишна имеет в виду не того, кто бездельничает, вообще не работая, а того, кто занимается чем-то иным помимо работы - такому человеку тоже рекомендуется любить труд.

2. Поэтому раби Яаков Эмден считал, что речь идет о физическом здоровье: "Ученые приходят к единому мнению, что большинство болезней возникают у человека из-за недостаточной активности".

3. Магарал говорил: "[Любовь к труду] побуждает человека любить Б-га, ибо тогда изучающему Тору не понадобятся другие люди [чтобы содержать его], ведь [если изучающий Тору нуждается в пожертвованиях, то тем самым он] подрывает честь Торы. Если бы изучающие не брали материальную помощь [у общины], то уважение к Торе значительно возросло бы."

Все эти комментарии отмечают жизненную необходимость труда, подчеркивают его ценность лишь для решения той или иной проблемы, не видя в нем самостоятельное благо, прямое средство служения Б-гу.

Разобрав еще одно высказывание мудрецов, мы поймем и главную мысль этой мишны. Из стиха ТАНАХа они выводят наставление: "Более велик тот, кто живет от труда рук своих, чем тот, кто боится Неба". Попробуем разобрать эту трудную для понимания фразу. Если речь идет о человеке, который не боится Неба, то как он может быть выше того, кто боится Неба? Ведь учат нас мудрецы: "Нет ничего на свете для Б-га кроме страха перед Небом". Если же здесь говорится о человеке, который получает доход от своего труда и боится также Неба, то каким образом сей доходный труд усиливает его величие?

Есть несколько ответов на этот вопрос. Самое исчерпывающее толкование можно найти в трактате Авот (4:1): "Кто богат? Тот, кто рад своей доле, как сказано (Тегилим): "Когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе" Но где здесь указание на радость? В приведенном выше стихе говорится только о счастье и благе. Скорее всего, мудрецы подразумевали очевидный факт; о радости просто нет необходимости говорить. Ибо само собой разумеется, что, питаясь плодами труда рук своих, человек неизбежно чувствует радость в сердце.