Почему он рад, объяснять, наверное, не надо. Труд, ремесло пробуждают творческие способности и дают человеку независимость; в результате работник испытывает чувство удовлетворения. Человеку изначально свойственно стремиться к этим двум вещам, ибо они дают ему радость. Подтверждение этому тезису мы находим в комментарии Магарала к мишне: "Главная ценность любви к труду (а не просто занятия трудом)... состоит в том, что [если человек любит труд и] радуется плодам труда рук своих, то благодаря этому он неизбежно начинает испытывать любовь [к Б-гу]". В результате его величие больше, чем у того, кто боится Неба, ибо любовь к Б-гу выше страха перед Ним, как говорили наши мудрецы: "Более велик тот, кто действует из любви, чем тот, кто действует из страха". Далее Магарал разъясняет: "Исполненный радости и любя труд рук своих, он не может не любить Того, Кто одарил его всем этим. Ибо если кто-то дает человеку подарок, и он принимает его и чрезвычайно ценит сей дар, как может он не любить того, кто дал его?" Теперь нам станет понятно следующее замечание Магарала: "Ибо труд делает человека цельным". Другими словами, благодаря труду человек достигает той цели, ради которой он был сотворен. Таким образом, любовь к труду и получение дохода от него ведут человека к возвышенному состоянию любви к Б-гу.
Труд как часть "хождения путями Б-га"
Однако труд характеризуется еще и другим. Почему Б-г создал человека для труда? Почему Он сделал его "рабом самого себя, который, если не работает, то не ест"? (Эта тема рассматривалась в предыдущей лекции.) Почему Он сотворил его таким, что его "цельность" зависит от труда? Все это наводит на мысль о существовании в труде еще одного важного аспекта. Еще одно значение труда, помимо того, что он приносит доход, здоровье и радость, раскрывается в мидраше. Говорили мудрецы: "Б-г не позволил Своему Присутствию обитать среди сынов Израиля, пока они не совершили работу, как сказано: "И построят мне святилище, и Я буду обитать среди них" (Шмот, 25:8).
Строительство скинии Завета (походного храма во время скитаний евреев по Синайской пустыне) включало в себя все категории работ: "Все виды работ [запрещенных в шаббат] мы выводим из Скинии". Слова мудрецов позволяют сделать вывод: самого наличия Скинии еще недостаточно для привлечения Шехины (Б-жественного Присутствия) в стан сынов Израиля; для этого надо, чтобы евреи своими руками построили Скинию, и тогда Шехина будет обитать среди них.
Далее мудрецы говорят, что заслуга самой работы может защитить нас, даже если этого не сделают заслуги наших предков. Га-Хида (раби Йосеф Хаим Давид Азу-лай) добавляет, что важность труда заключается в нашем подражании Б-гу, создавшему мир за шесть дней. Эта мысль выводится из мидраша: "Ходите за Г-сподом Б-гом своим". Разве может плоть и кровь ходить за Б-гом?... Скорее всего [смысл этого в том, что] в самом начале Творения Б-г сажал [Сад Эденский]... [поэтому] и ты, когда вступишь в Страну, должен вначале заняться посадками.
Б-г любит труд, как мы видим, за его важную роль в заселении мира. Сказал пророк: "Не для пустоты сотворил Он ее; Он образовал ее, чтобы населить" (Ишаягу, 45:18).
Таким образом, труд - это не только способ заработать на жизнь, но и нечто более возвышенное.
Любовь к труду важна также тем, что благодаря ей человек становится истинным слугой Творца, Который хочет, чтобы созданный Им мир был заселен. Кроме того, труд - это один из способов "ходить за Б-гом". Б-г сотворил мир, и человек продолжает Его дело, участвуя в заселении и обустройстве этого мира. Вот почему наши мудрецы так часто хвалили труд; ведь Б-г сохраняет Свое Присутствие в среде Израиля лишь в том случае, если они продолжают начатый им процесс. В результате эта заслуга намного превосходит все остальные, включая заслугу наших предков. Великий комментатор Торы Раши не зря говорил, что Б-г хочет, чтобы "в мире доставало всех профессий". Теперь ясно, почему еврейские мудрецы требовали от нас любви к труду и почему они рекомендовали заниматься именно творческим трудом (мелаха), а не просто работой. Ибо в концепции труда важны аспекты творчества и достижения цели, а не грубые физически усилия. Ясно также, почему труд считается кульминацией Творения, как писал Нецив (раби Нафтали Цви Иегуда Берлин): "[Адам] пришел обрабатывать землю, и тем самым была осуществлена цель Творения". И еще мы можем теперь, наверное, объяснить, почему награда за труд иногда приравнивается к награде за изучение Торы, как писал Магарам Алашкар: "Не следует думать, что если человек полдня учится и полдня работает, его награда за полдня труда не такая, как за полдня учебы. Поэтому [мудрецы] нам сообщают, что тот, кто учится один час в день и наслаждается плодами труда рук своих, более велик, чем тот, кто учится весь день и не совершает никакой работы ради поддержания [своей] учебы. Ибо "изучение Торы, не сочетаемое с трудом, - сходит на нет и влечет за собой грех".
Хотя далее рав Алашкар приводит мишну, говорящую не столько о любви к труду, сколько о заработке на пропитание, ясно, однако, что он имеет ввиду оба аспекта труда - обеспечение жизненных нужд и любовь к труду в чистом виде, поскольку он сам говорит о наслаждении плодами собственного труда.
Несмотря на все вышесказанное нельзя забывать, что изучение Торы тоже относится к процессу строительства окружающего мира. Не случайно знатоков Торы называют "строителями".
Выбор профессии
Человек занят трудом значительную часть своего времени. Поэтому выбор профессии играет огромную роль в формировании его характера и поведения. Выбирать профессию надо очень тщательно, чтобы она соответствовала личным качествам человека и не подрывала его душевное благополучие. Раби Меир говорил: 'Человек должен обязательно научить своего сына чистому и легкому ремеслу"; это значит, чистому от вредных для души элементов и легкому, чтобы ремесло не отнимало все его силы. На основе вышеизложенных доводов о любви к труду ясно также, что выбранное ремесло должно быть по душе человеку. Поэтому в книге "Ховот Га-левавот" ("Обязанности сердца") сказано: "У каждого человека есть склонность к определенному ремеслу или предпринимательству... к которому Г-сподь привил особое влечение в его натуре... Найдя такое ремесло и убедившись, что оно влечет его и подходит для его физического состояния,... человек должен использовать это ремесло для добывания средств к существованию". Та же мысль звучит в высказывании раби Овадии Сфорно. Тот, кто следует этим наставлениям, легко полюбит свою работу, и эта любовь поможет ему, в свою очередь, получать радость от жизни и любить Б-га.
При выборе "чистой" профессии надо учесть еще один момент. Многие современные специальности требуют университетской подготовки, что вызывает озабоченность по двум причинам. Во-первых, часть изучаемых в университетах предметов противоречит Торе, и во-вторых, социальное окружение в таких учебных заведениях может пагубно отразиться на студенте. Религиозные лидеры предыдущего поколения занимались этой проблемой; далее мы рассмотрим, с Б-жьей помощью, некоторые решения. Что касается социального окружения, тут многое зависит от личности студента и условий, в которых он вырос. Но предпочтительно, конечно, чтобы он подыскал аналогичную учебную специальность там, где нет опасности дурного влияния.
Имеются также иные возражения: студент может так увлечься светскими науками, что они целиком поглотят его интерес, и в результате он прекратит заниматься Торой. У этого беспокойства есть основания, но оно далеко не ново. Еще в средние века и даже раньше медицина считалась "академическим" ремеслом, что не помешало, однако, некоторым великим знатокам Торы быть практикующими врачами и самим поощрять занятия медициной в еврейских общинах. Однажды Рашба (раби Шломо бен Аврагам, 1235-1310, Испания) запретил молодежи изучать работы греческих философов, но этот запрет не распространялся на медицинские труды. Автор книги "Сефер Га-хасидим" тоже высоко ценил изучение медицинской науки; поощрял ее изучение и раби Яаков Эмден. Все они, видимо, считали, что от такого "послабления" евреи больше приобретут, чем потеряют.
Следуя Творцу, мы должны искать радость и удовлетворение в своем творческом труде, каким бы делом нам ни приходилось заниматься: сажать дерево, готовить исключительно вкусное блюдо к шаббату или разрабатывать новую техническую идею. В труде важно также чувство независимости, которое дается тому, кто избавлен от необходимости есть "хлеб позора", незаработанный его личными усилиями. Если мы будем любить свой труд, то не только добьемся экономических, физических и психологических преимуществ, но и осуществим главную цель: будем "ходить за Б-гом".
При выборе профессии мало знать, обеспечит ли она средства к существованию; мы должны прежде всего убедиться, что приобретенная специальность не подорвет наше духовное здоровье, что у нас останутся время и силы для изучения Торы и выполнения мицвот и, наконец, что она понравится нам. И все это с учетом потребностей еврейского народа, о чем говорилось в одной из предыдущих лекций.