Смекни!
smekni.com

Тора о половое влечение. Его назначение (стр. 2 из 5)

Даже если бы у нас не было Торы, мы могли бы понять из собственных наблюдений, что в том и состоит цель полового влечения. Однако в этом влечении скрыта большая опасность; может показаться, что нечто подобное испытывают и животные, а значит, мысли о "сексе" засоряют нашу духовную чистоту. Это лишь кажущееся сходство. У животных стремление к деторождению направлено на продолжение рода, и как только эта цель достигнута, половое влечение ослабевает. У людей же оно проявляется всегда, иногда очень сильно, даже если не может служить воспроизводительной функции, например у беременных женщин и кормящих матерей. Половое влечение сохраняется и у женщин, миновавших возраст деторождения; этот факт трудно объяснить с позиций функциональной биологии. Лишь придя к выводу, что стремление к половой активности имеет целью укрепление семьи, мы поймем, почему оно сохраняется даже после завершения периода деторождения, по крайней мере, до тех пор, пока не повзрослеют дети.

Кроме того, это влечение заставляет тяготеть к какому-то одному индивидууму. Когда мужчина влюбляется, все его чувства сосредоточены на женщине. Он непрерывно думает о ней. Согласно Торе, сила этой привязанности и ее неповторимая суть объясняются тем фактом, что мужчина и женщина были созданы как единый организм, в отличие от других живых существ, сотворенных порознь. Раавад объясняет: "Если бы мужчина и женщины были созданы из земли, подобно другим существам, то мужчины обращались бы с женщинами, как самцы с самками... которые отнимают друг у друга, нападают друг на друга, и каждый ходит сам по себе... У них нет также постоянного партнера... Но женщина предназначена только одному мужчине, а мужчина должен принадлежать одной женщине". Рамбан объяснял также, что мужчины относятся к своим женам так, будто они с ними одна плоть, и каждый мужчина покидает родителей, чтобы быть с женой, которая становится ближе ему, чем они.

Все это говорит о существовании универсального плана, цель которого - создание семей. Если добавить сюда результаты социологических исследований, подтверждающих, что благополучие общества зависит от существования здоровой семьи, то нам откроется картина, составляющая лишь крошечный фрагмент бесконечной мудрости Творца.

Половое влечение. Проводник святости

В предыдущей лекции говорилось о том, какое большое значение Б-г придает половому влечению. Но кроме того, это влечение способно приблизить нас к святости.

Символ святости

О наличии такого потенциала свидетельствует тот факт, что союз мужа и жены превратился фактически в символ святости. В Песне Песней любовь между еврейским народом и Б-гом раскрывается в образах влюбленных - юноши и девушки. Раби Акива назвал это метафорическое описание вершиной святости: "Целый мир не достоин того дня, когда Песнь Песней была дарована еврейскому народу. Все писания святы, но Песнь Песней -святая святых". Рамбам тоже считал, лучший способ объяснить любовь к Б-гу - это сравнить ее с любовью мужчины к женщине. Он пишет:

"Как охарактеризовать такую любовь [к Б-гу]?... Душа его поглощена любовью к Б-гу, и он постоянно сходит с ума от нее; он как будто болен любовью: поминутно думает о любви к этой женщине, и любовь непрерывно влечет его, когда он отдыхает и когда встает, когда ест и пьет. Сильнее ее должна быть любовь к Б-гу в сердцах тех, кто любит Его".

Средство приближения к Б-гу

Это не просто иносказательный пример. Чувство любви между мужчиной и женщиной можно считать предварительным условием для любви к Б-гу. "Раби Ицхак из Акко писал: ...тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу". Когда Б-г разговаривал с Моше, Его голос доносился из пространства между крувами на крышке Ковчега Завета (крувы или херувимы - крылатые существа из золота, простиравшие крылья навстречу друг другу; в них было сосредоточено Б-жественное присутствие), и эти крувы служили также символом близких отношений между мужем и женой (Вавилонский Талмуд, трактат Йома). Более того, сами эти отношения подобны крувам, посредством которых Б-жественное присутствие соединяется с человеком.

Рамбан объясняет "Человек - это тайна мудрости, женщина - тайна понимания, а их союз в чистоте - это тайна глубокого знания (даат)... и если ты понимаешь тайну крувов и голос, который слышен из пространства между ними, то поймешь, что имели в виду наши Мудрецы, когда говорили: "Когда мужчина соединяется с женой в святости, между ними пребывает Шехина (Б-жественное присутствие)... [но если ими руководит простое вожделение], то Шехина покидает их. С ними остается лишь огонь".

Отсюда мы можем понять, что тесное соединение двух людей необходимо для привлечения Б-жественного присутствия в наш мир.

Партнеры в Творении

Рамбан не останавливается на этом. Он объясняет далее, что благодаря брачным узам муж и жена становятся настоящими партнерами Творца.

"На эту тайну нам указывали, говоря, что трое участвуют в сотворении человека: его отец, мать и над ними Пресвятой, да будет Он благословен... Отсюда следует, что если союз мужа с женой правилен, то этот союз -тайна строительства мира и его заселения, а сам человек становится партнером Б-га в акте творения".

Мне кажется, что цель того партнерства, о котором говорит Рамбан, не обязательно состоит в зачатии ребенка; ибо с биологической точки зрения не так уж важно, был ли зачат ребенок "в святости" и "правильно". Здесь скрывается более глубокая мысль: отец и мать становятся партнерами Б-га в восстановлении единства между мужчиной и женщиной, которое существовало во время их сотворения. Мудрецы сообщают, что Адам и Хава были созданы "с двойным лицом". Они были одним телом с двумя лицами и только позже разделились надвое. По всей видимости, Рамбан имеет ввиду, что когда мужчина живет с женой и льнет к ней так, что они становятся одной плотью и каждый из них чувствует себя частью единого организма, то они возвращают тем самым акт Творения к его первоначальному состоянию. Подобное единение происходит, конечно, лишь в том случае, если они действительно стремятся к слиянию или, по крайней мере, хотят доставить удовольствие друг другу. Муж и жена начинают понимать друг друга; их совместная жизнь приобретает гармонию. Без этого эмоционального фактора их союз "неправилен" и, по мнению наших мудрецов, сравним с проституцией. Стремление мужа и жены к постоянному и полному контакту трансформирует брачные отношения в партнерство на уровне Творения.

Тем же смыслом наполнены и слова мудрецов о том, что сотворение человека завершается лишь после его женитьбы. Они объясняют фразу из книги Берешит (5:2) "мужчину и женщину сотворил их... и нарек им имя человек" так:

- означает: "всякий человек, не имеющий жену, - не человек". Сотворение человека завершается лишь после вступления его в союз с женой.

Мы уже говорили, что тот же самый йецер, который позволяет человеку стать партнером Б-га, при других условиях губит людей и даже целые общества. Во времена Ноаха этот йецер привел к гибели все человечество, "ибо извратила всякая плоть путь свой на земле" (Берешит, 6:12).

Вершины святости, т.е. открытия Б-жественного присутствия, можно добиться лишь при условии, что йецер будет действовать в нужном направлении, по законам Торы. И наоборот, если его не обуздать и не подчинить определенным правилам, он ввергнет мир в бездну, поставит на грань разрушения.

Сама святость

Брачный союз важен не только тем, что супруги производят на свет детей и заботятся друг о друге, но и как средство достижения святости. Эта мысль содержится в словах наших мудрецов, когда они разъясняют в мидраше Танхума, почему умывальник в Скинии Завета, используемый священнослужителями для ритуальных омовений, был сделан из женских зеркалец. У еврейских женщин были зеркальца, перед которыми они наряжались, но они, не колеблясь, отдали их на постройку Скинии. Моше не хотел вначале брать эти зеркальца, потому что они усиливали влечение к плохому. Но Б-г сказал ему: "Прими их, ибо они дороги Мне больше всего остального". Потому что благодаря им женщины произвели на свет много душ в Египте. Когда их мужья возвращались домой, измотанные тяжким трудом, те подавали им еду и питье, затем брали свои зеркальца и, глядя в зеркальце, обращались к мужу с нежными словами, говоря: "Я красивее, чем ты". Таким образом они пробуждали желание в мужьях и соединялись с ними, вынашивали и рожали детей, как сказано: "Под яблоней я возбудила тебя". И сказано также: "Зеркала воинств". Из них был изготовлен умывальник, которым священники освящали себя.

Почему эти зеркальца так подходили для освящения? Мидраш, видимо, хочет сообщить нам, что женщины не просто стремились рожать детей. Приближая к себе мужей, они совершали нечто важное, духовное, относящееся к высшей цели Творения.

Не случайно автор книги "Шела" наставляет читателя: "Знай, сын мой, что нет ничего более святого, чем святость брачных отношений, если они совершаются в чистоте".

Еще один намек на сравнение брачных отношений и Скинии мы находим в Галахе. В период менструации женщине запретно вступать в Скинию и есть жертвоприношения, а также вступать в половую связь с мужем, пока она не совершит погружение в микву. Таким образом Галаха заносит брачные отношения в одну категорию с пребыванием в Скинии и едой жертвоприношений, что также свидетельствует о святости брака.