Смекни!
smekni.com

Личность пророка в Ветхом Завете (стр. 1 из 4)

.

Сангаджиев Чингис Геннадьевич

В обычной речи слово «пророк» означает предсказателя будущего. Но в христианской и иудейской религиях пророки сыграли гораздо более важную задачу: своими устами они вещают избранному народу Израилеву волю Бога и провозглашают приход Спасителя – Мессии. Эта пророческая традиция получила основное развитие в самой ранней и наиболее объемной части Библии – в Ветхом завете.

Ветхий завет – это прежде всего история еврейского народа и его союза – завета с богом Яхве, который обещал им землю обетованную в Ханаане (Палестина). В Ветхом завете подробно описывается происхождение еврейского народа от прародителя Авраама, переселение народа в Египет и последующий исход евреев из египетского рабства под предводительством Моисея. Вернувшись на свою родину, в Палестину, 12 еврейских племен образовали здесь свое государство Израиль, во главе которого попеременно стояли цари Саул, Давид и Соломон. Во время правления сына Соломона - Ровоама единое государство в Х в. до н.э. раскололось на две части – северное царство Израиль и южное царство Иудея. Два царства, несмотря на свои братские узы, начали ожесточенную междоусобную борьбу, которая только взаимно ослабляла их. Вместе с политическим упадком еврейских государств нарастает их морально-религиозный упадок. Как описывает Библия, люди погрязли в грехе, отвернулись от своего Бога и стали поклоняться языческим божкам и кумирам. Внутренняя слабость порождала внешнюю, и существованию Израиля и Иудеи начинают угрожать могущественные соседи – Египет с юга и Ассирия с севера. В этот критический период еврейской истории появляются Пророки как представители Бога на земле, чтобы призвать людей и их царей вернуться к поклонению единому Богу и к нравственным нормам израильской религии. [1]Так описывает и объясняет возникновение пророческого движения Библия. В ней все сводится к внутренним закономерностям древнееврейской истории и религии: сам Бог решил через избранных людей – пророков вернуть свой народ на истинный путь веры. Но рядом с этим, сугубо религиозным, объяснением пророческого феномена в ХХ веке возникла новая философская концепция пророков. Ее открыл известный немецкий философ Карл Ясперс. В мировой истории человечества он выделил некую центральную ось, переломный период человеческой истории. Эту ось мировой истории он отнес к 500 году до н.э., который стал пиком духовного процесса на Земле, шедшего с 800 по 200 гг. до н.э. Именно этот промежуток в 600 лет стал осевым временем в истории человечества. Тогда произошел самый резкий поворот в истории: появился человек такого типа, каковойсохраняется и по наш день. [2]До осевого времени духовное состояние людей было сравнительно неизменным, в нем все повторялось в незаметном и очень медленном духовном течении, которое не осознавалось и поэтому не познавалось. Теперь же, в осевой период истории духовное напряжение растет и становится основой бурного, стремительного движения всего человечества». [3]

Как пишет Ясперс: «В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслители Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. [4]

Итак, при таком глобальном философском взгляде на человеческую историю движение ветхозаветных пророков предстает лишь как часть общего духовного пробуждения человечества, которое шло одновременно во всех цивилизациях Запада и Востока. Поэтому нельзя будет понять феномен пророков без рассмотрения сути того духовного переворота, который совершался в осевое время. Суть этого духовного переворота по Ясперсу сводилась к перевороту в самом человеке: он именно теперь осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцедентного мира». [5]Изменился не мир, а человек, живущий в нем. Все эти изменения в человеческом бытии Ясперс назвал одухотворением. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Человек совершает скачок в своем духовном развитии: из индивида, как массовидного существа, носителя стереотипов массового сознания древнего общества, он превращается в личность, которая является более высокой стадией развития человека. Личность – это прежде всего индивидуальность, выделяющаяся из массы. Ясперс охарактеризовал зарождение личности в осевое время следующим образом: «… Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности… Человек может теперь противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой.» [6]

Итак, в осевое время произошло открытие личности и разума. Однако такого уровня развития достигли лишь немногие, избранные люди, и одними из них стали пророки Израиля и Иудеи. Поэтому правомерно говорить именно о личности пророка. Как же она изображена в Ветхом завете?

Во всех религиях мира фигура пророка как представителя Бога на земле занимает центральное место. В силу того, что сверхестественный Бог не может непосредственно управлять людьми, он делает это через Пророка, который своими устами вещает его волю. Начиная с первобытного времени, пророчество прошло несколько стадий развития. На примитивной ступени пророки выступали как маги, колдуны, шаманы и прорицатели, часто гадавшие за деньги. В Библии этот тип именуется «провидец» или «chozen» - «ясновидящий». Они вели бродячий образ жизни, кочуя по всем дорогам мира. Естественно, среди них было много шарлатанов, поэтому люди относились к ним с иронией, требуя чудес. Такой низший тип пророка был распространен во всем древнем мире. Сами раввины позже назвали его «баткол» [7] Через него можно предсказать будущие события, но нельзя установить новые и даже истолковать прежние законы. Подобное может сделать лишь «nавi», («оратор»), пророк высшего уровня, напрямую говорящий с Богом. [8]

Значит, та личность пророка, которая появляется в осевое время, носит название «nabi», т.е. «оратор», и это не случайно. Все свои боговдохновенные откровения пророки делали в виде импровизированных речей, облеченных в поэтическую форму с рефренами, припевами и восклицаниями. [9]Такая форма ораторства производила большое впечатление на слушателей и облегчала запоминание. Сами пророки никогда не записывали своих речей, это позже делали их ученики, стремясь сохранить наследие учителя. Лишь Иеремия попытался заранее записать свою речь до выступления, что для Древнего Востока было необычайным и предвосхищало практику греческих ораторов.

Хотя отдельные пророки – «nabi» жили и раньше (Моисей, Самуил), пророческое движение в Израиле и Иудее разворачивается именно в осевое время, с VIII по IV вв. до н.э. Всего в Ветхий завет вошло 12 книг «малых» пророков и четыре книги «великих» пророков, хотя их было гораздо больше. Многие речи из неизвестных «nabi» вошли в книги других ветхозаветных пророков.

Пророки осевой эпохи не были внешне похожи друг на друга: они различались по социальному статусу – среди них были простые пастухи и высшие аристократы, по племенной принадлежности – израильтяне и иудеи. Несмотря на эти внешние различия, они проповедовали единое целостное учение, и это указывает на единство их мировоззрения, на схожесть их личностей. Все они вели духовную борьбу, в ходе которой каждый из них пытался убедить народ следовать только Яхве. Описание деяний пророков занимает большую часть Ветхого завета, что показывает, какую большую роль они сыграли в жизни древнееврейского общества. Да и сам Ветхий завет, по крайней мере его историко-теологическая часть были написаны в соответствии с их учением о Боге. Попытаемся же выделить главные черты личности ветхозаветного пророка, на основе ее сравнения с современной научной концепцией личности.

В современной науке личность определяется как полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно – исторической действительности, как итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. [10]Главным качеством личности называется ее автономность, понимаемая как внутренняя свобода. Личность – это автономный человек, т.е. человек, выступающий независимо от других, способный противопоставить себя обществу, всегда имеющий свою собственную позицию. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Отличительной чертой пророков как раз и было то, что они, начиная с Илии, неизменно выступали против правящих кругов государства и против идолопоклонного народа, против развращенных своей большой властью священников. Они противопоставляли себя обществу и государству, неизбежно при этом становясь социальными изгоями. Это необычно для примитивного общества, в котором человек – индивид не мог существовать вне своего племенного коллектива, но это становится возможным в эпоху осевого времени, когда человек становится индивидуальностью и может найти опору не в коллективе, а в самом себе, в своей душе. Такой внутренней опорой для пророков, которая помогала им жить в условиях социального остракизма, была их вера в единого Бога. Только вера помогала им выжить, не сломаться, не предать своих идей. Идейный стержень личности пророка был очень крепок.