Смекни!
smekni.com

Проблема авторства интернет-изданий (стр. 6 из 7)

Автор материала-предмета судебного разбирательства также может потребовать:

во-первых, удаления произведний с сайта с целью прекращения их незаконного использования. Это требование — логично и разумно, если за время судебного разбирательства владелец сайта не поменялся, продолжает использовать свой сайт и спорные произведения.

Ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах РФ дает возможность обладателю исключительных прав требовать по выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Компенсация может быть:

- в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда, исходя из характера нарушения. Это может быть, например, злостность правонарушения, выраженная в сознательном плагиате.

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Авторы также могут требовать от нарушителя компенсации морального вреда.

3. Деяния, предусмотренные частью второй ст.146 УК РФ, если они совершены:

а) неоднократно;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

К сожалению, нередко авторское произведение, опубликованное на сайте Интернета, позже целиком или частично появляется на другом сайте или в печатном издании, причем часто под чужим именем, псевдонимом или вовсе без имени. В этом случае, обладатель авторских прав может потребовать, например, взыскания с нарушителя убытков или выплаты денежной компенсации от 10 до 50.000 МРОТ. Однако, прежде чем спорить о размере возмещения, на первом этапе необходимо доказать авторство спорной работы, поэтому значительно проще отстаивать авторские интересы если позаботиться о них заранее.

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести (тезисно):

o публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, конечно, что дата публикации раньше появления контрафактного экземпляра),

o засвидетельствовав у нотариуса дату создания работы (этот способ защиты осуществляется путем нотариального заверения распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора произведения),

o программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию, например, copyright.da.ru),

o к числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия на нарушителей авторского права (например, работа Интернет–суда, результаты которого появляются на "Доске Позора").

В заключение хочется отметить, что, несмотря на имеющийся опыт борьбы за свои права, подобное положение заставляет серьезно задуматься о серьезной правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав, особенно авторов электронных публикаций. [6]

На сегодняшний день, несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем, "обитатели" сети освоят "цивилизованные" формы использования чужых материалов.

Нарушение авторских прав в Интернете зачастую перерастает в настоящий медиаконфликт:

В 2009 году войну с плагиатом объявило РИА Новости: агентство предложило внести поправки в законодательство, которые придали бы новостным сообщениям статус произведений и сделали бы их объектом авторских прав. Законопроект ушел на согласование в государственные ведомства, которое продолжается до сих пор, а сама инициатива вызвала острую критику в адрес РИА. Между тем в ноябре агентство сумело выиграть в суде дело против интернет-издания The Moscow Post, которое перепечатало ряд сообщений РИА Новости без указания источника. [14]

К теме плагиата относится и разбирательство между газетой "Спорт-экспресс" и порталом Sports.ru. Первой иск подала "СЭ", которая обвинила сайт в перепечатке статей без указания имени автора. Портал же претензии отмел, отметив, что дает гиперссылку на издание, чего, по его мнению, вполне достаточно, и подал встречный иск, обвинил газету в краже материалов. В итоге первым было оглашено решение именно по этому иску, победителем в котором вышел портал. Разбирательство по первому иску все еще продолжается, и предсказать, каким окажется решение, очень непросто. [15]

Чтобы уметь защищать свои права автора, нужно четко знать, как это делать и что требовать от нарушителей. В связи с этим исследователи и практикующие юристы пыаются помочь, рязъясняя аудитории свои права и обязанности, то, на что может рассчитывать истец, и к чему должен готовиться ответчик. Важно знать, как сторить доказательную базу, какие требования ннужно выполнить перед тем, как обращаться в суд. Основное доказательство авторства в нашем случае – это сохранение материалов, выложенных в интернете, на печатных или электронных носителях. Идеальный вариант – если эти материалы будут засвидетельствованы нотариусом. Но, к сожалению, при нарушении авторского права в Интернете, на сегодняшний день у истцов не всегда получается отстоять свою правоту. Или разбирательства неумолимо затягиваются, выматывая всех участников судебного процесса.

2. 3 Аудиовизуальные материалы как объекты авторского права

Фото- видео- и иные авторские материалы также считаются объектами авторского права. Фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои произведения. В течение долгого времени вопрос о статусе фотографических произведений как самостоятельного вида объектов авторского права был предметом дискуссии. Многие рассматривали фотографию лишь как результат технического копирования с помощью фотоаппарата и набора химикатов. На самом же деле вклад фотографа в создание фотографии носит творческий характер, ведь он сам выбирает сюжет, формирует композицию, оценивая эстетическую выразительность создаваемого кадра.

В Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961 г.) и в базирующемся на них Гражданском кодексе РСФСР (1964 г.) некоторое время была закреплена система сокращенной охраны фотографических произведений. Авторское право на фотоснимки действовало в течение 5 лет, а на собрания фоторабот - в течение 10 лет. Вскоре охрана была незначительно унифицирована - стала действовать во всех случаях в течение 10 лет "с момента выпуска в свет фотографического произведения путем его воспроизведения".

Однако уже в 1974 г. в Гражданский кодекс РСФСР (1964 г.) были внесены изменения, в результате которых на фотографические работы был в полной мере распространен правовой режим, общий для всех остальных охраняемых авторским правом объектов.

В ныне действующем Законе "Об авторском праве и смежных правах" прямо указано на охраняемость "фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии" (ст.7), причем авторское право на фотографию, также как и на любое другое охраняемое законом произведение, возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. [4]

По мнению Э.Гаврилова, слайдфильмы и диафильмы также представляют собой по сути фотографические произведения, поскольку отличаются от иных аудиовизуальных произведений тем, что содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно, и следовательно эти произведения могут охраняться авторским правом, как фотографические. [6]

Несмотря на правовые традиции и регламентацию в законодательстве, фотографы постоянно сталкиваются с откровенным игнорированием Закона и нарушением их прав в СМИ. Нарушаются договоренности по оплате, фотографии публикуются без ведома и согласия автора, нередко искажается фамилия автора, либо, что уже совсем недопустимо, она вообще не указывается.

Часто сотрудники СМИ используют произведения фотографии, не задумываясь о том, что у всех фотоснимков есть авторы и с ними необходимо связаться для согласования условий их публикации. Считается, что ранее публиковавшиеся или имеющиеся в архиве редакции фотографии - это общее достояние, даже если на их обороте указаны имя и номер телефона фотографа. Нередко современные журналисты для иллюстрации собственных работ используют фотографии из Интернета.

В лучшем случае фотограф, обнаруживший свой снимок в газете, журнале или интернет-издании, после обращения в редакцию получает гонорар (без извинений), в худшем - ему отказывают даже в этом.

Есть факты, когда фотография, благодаря большим изобразительным возможностям компьютерных технологий, неоправданно искажается (обрезается, вытягивается и т.д.). А ведь фотография, публикуемая в прессе, требует особенно деликатного отношения к себе, поскольку здесь она чаще используется именно как документ, подтверждающий или иллюстрирующий какое-либо событие или факт, усиливающий достоверность текстового материала и т.п. Любое произвольное искажение фотографии влечет за собой искажение факта, события, а значит может ввести в заблуждение читателя, подчеркивает автор статьи "Защита авторских прав в фотографии" Р.Сафиуллина. [7]