К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет" помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
Принятие христианатва по византийскому, или по римскому, образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом случае Русь попадала в "сферу влияния", в зависимость либо от Священной Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей независимое потреаршиство.
Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.
Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Владимиру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это было непросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских василевсов Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры принцессы Анны.
Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело крещение кмевлян, принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днепре ( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись "Житие князя Владимира" ), которая протекала по территории ремесленно-торгового района Киева Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни ) пятница, бывшая с древних времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения стекалось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение. Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма каменной церкви Богородицы.
3. Распространение христианства в других землях.
В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но этот процесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Владимир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно сказать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианства. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира задачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство прошло в конце лета начале осени 990г.
Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружиной. Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне прибывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насильственное крещение новгородцев.
Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто пытался обмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после крещения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но каменная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образцу старой.
Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-наКлязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского Владимира. Город, названный своим именем, Владимир "и возлюби, и украси, и почта, яко паче всех градов русских" ( см.: Владимирский летописец ). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., охватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, родичами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе обширные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волыни и др.
Главой русской христианской православной церкви был митрополит. Источники ( Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в "Историю Росссийскую" ) называют первым митрополитом Михаила.
Заключение.
Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.
Русское христианство отличалось от христианства католического и от христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога в трех лицах Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое начало, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию.
Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному развитию русских земель.
Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая вовлекла в сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.
Список литературы
1. Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.
4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,
1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).
7. Тихомиров М.Н. Русская культура X XVIII вв. М., 1968.