Лойола сделал аскетические «упражнения» обязательной частью иезуитского воспитания и видел в них испытанное средство разжигания фанатизма. Но не меньше этого ценил он аскетизм как дисциплинирующее и закаляющее средство, а потому он охлаждал пыл тех своих последователей, чье увлечение аскетизмом начинало вредить интересам ордена. Так, вопреки всем церковным правилам, больных иезуитов Лойола заставлял есть в пост мясное и сам подавал в этом пример, хотя в обычных условиях не могло быть и речи о нарушениях поста.
Молитва по несколько ночей подряд, самоистязание, долгое воздержание от пищи считались у иезуитов «душеспасительными» занятиями, но Лойола не позволял переходить меру. Он полагал, что иезуит, слишком много думающий о собственной душе, становится неполноценным как член воинствующего ордена.
Организационное устройство и внутренние правила ордена тщательно обдуманы во всех подробностях. Каждому иезуиту положено пройти многолетний «искус» - несколько степеней посвящения. За это время проверяются его качества и способности. Здесь все рассчитано так, чтобы до пределов развить в молодом иезуите фанатизм, самообладание, физическую выносливость и так далее.
Вступление в орден начинается долгой муштрой в специальных учебных заведениях. Лишь немногие члены ордена, зарекомендовавшие себя как самые отъявленные враги науки, культуры и всякого прогресса, могут достичь звания професса. Но и эта отборная иезуитская верхушка делится на разряды: переходя во второй, последний разряд, професс по примеру первых иезуитов в дополнение к обычным монашеским обетам дает особый обет - повиноваться папе.
Переход члена ордена от одной степени посвящения к другой возможен лишь при том условии, что начальники в совершенстве знают и одобряют все его помыслы и склонности и убеждены в его преданности иезуитскому делу. Отбору надежных для продвижения на высшую ступень помогают внушаемое иезуитам доверие, а также система обязательного шпионажа и доносов всех на всех.
Орден объединяет вокруг себя своих многочисленных приверженцев - «светских иезуитов». Находятся они в разных слоях общества, действуют в условиях строгой конспирации и потому, как правило, не знают друг друга.
Что касается внутреннего управления ордена, то во главе его стоит генерал избираемый верховным советом или конгрегациею пожизненно и утверждаемый папою. Деятельность главы ордена заключается в непрерывном руководстве и контроле всех действий членов.
Для удобства управления деятельностью иезуитов, разбросанных по разным странам, орден разделил весь мир на особые районы - провинции. Во главе каждой из них стоит так называемый провинциал, которому подчиняется местная орденская иерархия. Провинции объединены в ассинстенции, начальники которых являются своего рода министрами при главе иезуитов.
Первым генералом иезуиты избрали Лойолу. Сначала он счел нужным публично показать пример смирения и отказаться от должности. Лишь после нескольких голосований он соблаговолил дать согласие. По уставу генерал зависит от своего тайного совета - «генеральной конгрегации», состоящей из ближайших его помощников. Члены этого совета формально вправе при известных обстоятельствах даже низложить генерала и избрать нового. Но за всю историю иезуитского ордена такого случая не было. Необходимо добавить, что генерал властен сместить любого члена конгрегации и самостоятельно изменить статьи устава, обеспечивая себе полную безнаказанность.
В сравнении с другими орденами «Общество Иисуса» вначале было малочисленно. Быстрого увеличения числа иезуитов, очевидно, не ждали: учреждая орден, папа Павел III даже запретил принимать в него дольше 60 человек. Однако вскоре ограничения отменили, и в год смерти Лойолы орден имел уже около тысячи членов разных степеней.
Орден рос и распространялся в той мере, в какой этого требовали его особые задачи организатора и вдохновителя контрреформации: требовалась не столько многочисленная, сколько специально подобранная и обученная организация. Орден иезуитов всегда умел обходиться небольшими силами. К тому же Лойола умел находить короткие пути к цели.
Самым важным делом для ордена была «обработка» влиятельных представителей господствующего класса. Серьезное значение Ватикан придавал также вмешательству иезуитов в международную политику. Еще один путь - миссионерство, которым занимались и почти все другие ордена, чтобы превращать в католиков тех, кто никогда ими не был, а главное - чтобы улавливать упрямые протестантские души и возвращать их под папское ярмо.
Система, принятая Лойолою, была нехитрая, но в этой простоте и заключалось все ее величие; придя к убеждению, что воспитание и образование, даваемое пастве без строгого контроля пастыря, ведет к вольнодумству, он решил, что воспитание и образование должны быть сосредоточены в надежных руках. А для того, чтобы орден иезуитов и был «этими надежными руками», Лойола создал образцовую организацию устройства ордена. Таким образом, главной задачей товарищества Иисуса было овладеть воспитанием и образованием молодежи, преподаванием в низших, средних и высших учебных заведениях.
С самых первых лет существования «Общества Иисуса» где бы не появлялись иезуиты, они стремились тотчас же устроить свои школы - коллегии. В них преподавали начатки арифметики, геометрии, астрономии; особое внимание уделялось наукам, нужным для проповедников: латинской и греческой грамматике, а также риторике и диалектике. Над всем этим стояло, разумеется, богословие.
В иезуитских учебных заведениях применялись изощреннейшие виды духовной муштры. Человек, годами живший под гнетом такой «педагогики», постепенно от «страха божьего» превращался в марионетку своих наставников.
Особое значение иезуиты придавали высшим школам. Университеты были охранителями реакции в науке. В них безраздельно господствовала схоластика, и под видом научных проблем изучались вымыслы богословов, подменявших исследование природы бесплодными умствованиями.
Иезуиты разработали «систему морали», которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало - где фактически, а где и официально - правило: «чья власть, того и вера», оно требовало «обращать» подданных в веру их властелина и юридически оправдывало все совершавшиеся при этом насилия. Иезуиты отлично поняли. Что при таких обстоятельствах можно многого достичь, постаравшись «завоевать» прежде всего самого феодала, чтобы затем напустить его на подвластных «еретиков». Для народа были приготовлены в случаях сопротивления на выбор либо крестильная «святая» вода, либо орудия пытки и казни.
История распространения иезуитов по любой стране Западной Европы в этом смысле однообразна. Ее начальный период везде и всюду - борьба за влияние на королей, аристократию, дворянство вообще. Добившись их благосклонности, иезуиты действовали с помощью их денег и солдат.
В «учении» иезуитов о морали наиболее полно выражалась самая сущность морали феодальной. Успехи пропаганды иезуитов в господствующем классе зависели больше всего от того, что она освящала феодальные отношения. Характерно, что иезуитские моралисты сравнительно мало занимались конкретными вопросами классовых отношений; в этой области для них все было ясно и так: существующий строй установлен Богом, и всякий нарушитель феодальных законов совершает тягчайший грех. Этим духом была проникнута вся иезуитская мораль, и больше всего именно за это ценили иезуитов владыки феодального мира.
Иезуиты тщательно разработали теорию пробабилизма, суть которого состоит в том, что при разногласии авторитетов о дозволенности или недозволенности какого-либо поступка можно избрать любое их мнение и руководствоваться только им. Более того: в одних условиях допустимо основываться на одном из противоречивых мнений, в других же - на любом ином, даже если оно во всем противоположно первому.
«Система морали», согласно которой можно грешить и одновременно делать грех недействительным, стала в руках иезуитов гибким средством к «уловлению душ», к развращению множества людей, к укреплению влияния иезуитского ордена и к поддержке пошатнувшейся власти римских пап.
В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К оружию ландскнехтов, опустошавших районы антифеодальных и антикатолических движений, к топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую проповедь. Все это должно было освятить кровавый разгул карателей, придать ему легкий «возвышенный» смысл.
Однако в католическом мире не было полного единства в отношении к папской политике. Даже среди церковников не существовало общих взглядов; духовенство некоторых стран стремилось создать национальные церкви, часть церковников требовала подчинить пап воле соборов.
Пытаясь укрепить международные позиции Ватикана, папы одновременно хотели навести строгие порядки в собственном, церковном доме. Требовалось прежде всего связать руки той части духовенства, которая желала ограничить власть пап.
Это было сделано во второй половине XVI века, и сделали это иезуиты. Полем битвы стал церковный собор, созванный папой Павлом III в 1545 году в тирольском городе Триденте. На соборе столкнулись резко противоположные точки зрения. Император Карл V хотел, чтобы собор произвел церковную реформу, а папы рассчитывали с помощью того же собора поднять свой авторитет и свою власть. В противовес многочисленным сторонникам императорской политики, стремившимся умерить вражду между католическим и протестантским лагерями, папы выдвинули требование решительно искоренить протестантизм.