То же самое происходит и с приношением "двух хлебов" в Шавуот. Все жертвоприношения из продуктов питания (менахот) должны быть незаквашенными, поскольку опресноки, маца - это символ духовности, в отличие от закваски, которая символизирует физическое начало. Это правило соблюдается во всех случаях, опять-таки, кроме Шавуота, когда в жертву приносятся именно заквашенные хлеба. Мы как будто специально подчеркиваем, что именно в день получения Торы, источника еврейской духовности, надо жертвовать (даже в Храме!) закваску, которая символизирует материальную сторону нашего бытия.
В самом деле, какие странные законы! Но если мы уясним, что цель дарования Торы Израилю в том и состояла, чтобы помочь нам правильно пользоваться благами материального мира, то все противоречия будут разрешены. До получения Торы каждый, кто хотел освятить себя, должен был отрешиться от мирских забот, поскольку он не знал, как правильно использовать их в служении Творцу. Дарование Торы произвело настоящую революцию в этом вопросе; Тора открыла человеку возможность Б-гослужения и самоосвящения через наш материальный мир. Теперь нам ясно, почему все мудрецы пришли к единому мнению, что празднование Шавуота должно включать в себя обильную трапезу с вином и почему только в Шавуот полагается приносить в Храм заквашенный хлеб, символ физического начала, а также "мирную" жертву шламим, которая выражает служение Всевышнему через мирские удовольствия.
Уважение к законам природы
Возложив на нас обязанность преобразовывать мир в духе, предписанном Торой, и тем самым выполнять Его высшую волю, Творец снабдил нас необходимыми инструментами для этой работы. Мы не можем привести мир к служению Всевышнему, если он ведет себя настолько хаотично и непредсказуемо, что мы не в состоянии предвидеть результаты наших усилий. Например, нам не удалось бы исполнить самую первую мицву, полученную евреями при Исходе из Египта: "Месяц этот для вас - начало месяцев, первый он у вас из месяцев года" (Шмот, 12:2),
суть которой в установлении особого еврейского солнечно-лунного календаря, если бы солнце и луна не подчинялись жестким законам, позволяющим рассчитывать их траектории. А как мы смогли бы исполнить последнюю заповедь Торы, написание свитка Торы, если бы чернила вели себя не по "правилам": то прилипали бы к пергаменту, то расплывались, то вообще стекали с него? То же самое можно сказать обо всех других заповедях Торы, т.е. обо всем комплексе служения Всевышнему.
Таким образом, существование законов природы - это необходимость, вытекающая непосредственно из дарования Торы. Именно поэтому Б-г подчинил вселенную жестким правилам, составляющим одно из чудес Творения. Вот почему так важны для нас слова пророка Иермиягу (33:25): "Если бы не мой Завет, днем и ночью, Я бы не установил законы неба и земли".
Только ради того, чтобы мы имели возможность исполнять мицвот, Всевышний разработал законы природы. Иначе в них просто не было нужды. Так же можно истолковать высказывание Рана: "В том и состоит желание и воля Б-га, чтобы всемерно сохранять установленный в природе порядок; ибо природа дорога Ему, и Он не меняет ее за исключением крайней необходимости". Далее он поясняет: "[События происходят] не в силу частных причин, а по причинам общего порядка, ибо Б-г не хочет, чтобы природа менялась всякий раз, когда это необходимо отдельным людям". В том же духе высказывается автор "Ховот Га-левавот": "Когда наши тело и разум заняты одним из способов добычи пропитания или его поиска, мы должны помнить, что тем самым мы выполняем указание Творца, ибо Он повелел человеку заниматься делами этого мира". Таким образом, воля Б-га в том и состоит, чтобы мы познавали законы, которые управляют вселенной, и в соответствии с ними планировали свои действия.
Рамбан писал о чудесах: "Тора дает нам заповеди, согласуясь с естественными законами (дерех эрец), а для тех, кто верен Ему, Он совершает скрытые чудеса. Не в Его духе изменять природу вселенной за исключением тех случаев, когда нет другой возможности благополучно выйти из ситуации или когда требуется в некоторых случаях возвестить Его Имя перед Его врагами, как произошло при рассечении Красного моря". Та же мысль звучит и в другом комментарии Рамбана: "Тора не полагается на чудеса". Именно поэтому Моше было велено пересчитать всех мужчин призывного возраста перед вступлением сынов Израиля в Эрец Исраэль. Все это объясняется желанием Всевышнего сохранять твердый порядок в природе.
Из всего сказанного выше следует: всякий, кто отказывается учитывать законы природы, когда планирует свой жизненный путь в этом мире, демонстрирует тем самым пренебрежение к своему долгу, хотя этот долг и не имеет четкой формулировки в кодексе еврейских законов "Шулхан арух". Человек, склонный к такому поведению, игнорирует неизменную реальность и законы природы; он как будто ест мясо кошерно забитого животного, чьи легкие еще не были проверены, или зажигает ханукальный светильник, не наполнив его достаточным количеством масла.
Отсюда вовсе не следует, что Б-г избегает действовать по Своему усмотрению. В Его власти направлять ход всех событий, соблюдая при этом границы естественных законов. В книге "Мешех хохма" сказано: "Когда человек праведно следует путями Б-га, он получает благословение и через естественные источники, как были благословлены сыны Израиля. "Если будете ходить по Моим законам", то законы неба и земли тоже будут вести себя справедливо; ибо все законы природы, как установила их Б-жественная мудрость, ориентированы на Тору и ее заповеди и ограничены ими".
Что касается предупреждения, часто встречающегося в работах поздних авторитетов, не слишком полагаться на законы природы, здесь имеется в виду нечто другое: мы просто не должны считать эти законы непоколебимыми, существующими независимо от воли Творца, как будто Всевышний однажды "включил" их и затем самоустранился, решив больше не вмешиваться в управление вселенной. На нас возложена обязанность знать, что эти законы вовсе не обладают независимым статусом; они - лишь одна из форм непрерывного воздействия на мир Того, Кто проводит Луну через ее астрономические фазы в соответствии с "законами" природы и непрерывно заставляет чернила застывать на пергаменте.
"Тора и дерех эрец" - полная святость
Один из важнейших аспектов философии "Тора и дерех эрец" состоит в том, что она не отрицает полностью ни один аспект материального мира. Такой подход отвергает экстремизм и поощряет умеренность. Но поскольку умеренность имеет поверхностное сходство с готовностью к компромиссам, следует подчеркнуть, что принцип "Тора и дерех эрец", как уже говорилось ранее, весьма далек от компромисса. Скорее наоборот, он требует полной отдачи всех духовных, умственных и физических сил: "Вы должны смотреть на себя и на все, что вам принадлежит, как на собственность [Б-га] и отдать [Ему] всего себя, до последней частицы своего имущества и своего времени". Именно такая беззаветная преданность, когда мы отчитываемся за каждое мгновение прожитой жизни, за каждую монету из своих материальных ресурсов, за каждый миг удовольствия, полученный в этом мире, составляет высшую святость; именно этого требует от нас философия "Тора и дерех эрец".
Разумеется, не каждый может достигнуть такого уровня и никто не достигает его быстро. В начале своего жизненного пути человек находится в плену у своего самомнения, и только со временем он приучается думать не только о себе, но и о других. На каком-то этапе он достигает того уровня, где начинается служение Б-гу, причем не по личной заинтересованности, а из чистой любви. Хотя столь высокого этического уровня в любом случае непросто достигнуть (и важно знать, что это непросто), он вообще останется недостижимым, если не стремиться к нему упорно и целеустремленно.
Самоосвящения в использовании плодов и удовольствий этого мира добиться гораздо труднее, чем святости в ее узком понимании, ограниченной умением не злоупотреблять мирскими возможностями. В конце книги "Месилат йешарим" автор пишет, что "святость" превосходит "чистоту". Суть "чистоты" в том, что она, в отличие от "святости", побуждает человека лишь избегать отрицательных сторон жизни, но не ведет его к позитивному восприятию. В "Сфат эмет" тоже говорится, что жить по принципу дерех эрец означает "возвышать дела этого мира [в сферу святости], что и составляет главный долг человека".
Тора и "дерех эрец Исраэль"
Два выдающихся авторитета - рав Яаков Эмден и Хатам-Софер отмечали особую важность принципа дерех эрец для Эрец Исраэль. Поскольку заселять страну Израиля важнее, чем остальной мир, так и дерех эрец на Святой земле имеет больше значения, чем дерех эрец в других странах. Участвуя в развитии нееврейского общества в духе дерех эрец, мы тем самым укрепляем чуждую Торе социально-экономическую систему. В этом случае наш вклад ценен лишь на индивидуальном, но отнюдь не на национальном уровне и не на уровне Торы.
Согласно иудейскому мировоззрению, мир будет спасен только через Государство Торы, которое мы когда-нибудь сумеем построить в Эрец Исраэль. "И будет, в конце дней утвердится гора дома Г-сподня ...и устремятся к ней все народы... Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима - слово Г-сподне" (Ишаягу, 2:2,3).
Поэтому дерех эрец в стране Израиля приобретает гораздо большую значимость, чем в любом другом месте.