В эпоху составления Талмуда некоторые мудрецы, как и сейчас, не следили за событиями в мире, но такая отстраненность отнюдь не поощрялась. Однажды рав Папа спросил Раву: "Римский цезарь и царь Персии - кто из них более велик?" На что Рава с осуждением ответил: "Этот человек, должно быть, всю жизнь скрывался в лесах, если он не слышал о размерах Римской империи и задает такие вопросы!"
Важность принципа 'Тора и дерех эрец" проявлялась, однако, не только в способности мудрецов проявлять конкретную заботу о нуждах общества, но и в том, что они не отгораживались от повседневной жизни и считали своим долгом следить за событиями в политике и экономике, применять свои способности и в этих областях. Мы видим также, что мирская деятельность не отражалась на их величии в мире Торы; наоборот, она помогала им глубже понимать истинное значение Б-жественной мудрости. Благодаря такому участию в жизни своих общин гиганты Торы приобретали еще большее величие.
Итак, мы убедились, что Тора с большим уважением относится к принципу дерех эрец. Несколько ранее мы узнали о том важном значении, которое иудаизм придает красоте, и рассмотрели позитивное отношение Торы к йецер га-ра и добрым поступкам. Сюда можно добавить много других примеров, но и уже сказанного достаточно, чтобы по достоинству оценить широту еврейского подхода к явлениям нашего мира.
Что означает на практике 'Тора и дерех эрец"?
В заключение следует отметить большую разницу между тем, что мы здесь обсуждали, между той важностью, которую иудаизм придает идее 'Тора и дерех эрец", и нынешним положением в мире йешив, о чем подробно говорилось в одной из предыдущих лекций. Современный мир Торы сосредоточен, главным образом, в крупных йешивах и колелях, где, как мы знаем, наблюдается тенденция к принижению некоторых аспектов "дерех эрец".
У этого явления две главные причины:
1. Изучение философии и наук с давних времен (по крайней мере, начиная с эпохи Рашба - раби Шломо бен Адереса, 1235-1310) пагубно отражалось на религиозности учащихся. В результате начались споры о том, какие ограничения необходимо ввести, чтобы защитить еврейство от этой угрозы. Причины для опасений до сих пор не устранены. С другой стороны, подобные ограничения могут препятствовать молодежи не только в познании окружающего мира, но и в приобретении профессии, особенно такой, где требуется академическое образование.
2. Некоторые круги принципиально выступают против любой профессиональной подготовки. Это сравнительно новая тенденция. (В эпоху Рашба изучение "греческих дисциплин" действительно находилось под запретом для молодежи, но, во-первых, запрет действовал только ограниченное время - пятьдесят лет, и во-вторых, он не распространялся на медицину.)
Я слышал от некоторых крупных авторитетов Торы, что этот запрет носит временный характер (гораат шаа). В тяжелые времена действительно бывает необходимо отойти от некоторых положений Торы, чтобы спасти саму Тору, на это есть намек в книге Тегилим: "Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!" (119:126).
В нынешние времена, после ужасной Катастрофы европейского еврейства это требование приобрело особую важность. Знание Торы настолько ослабло в среде еврейского народа, что приходится допустить отступление от одного из важных принципов иудаизма ради того, чтобы Тора вообще не была забыта. С учетом экстремальной ситуации ведущие авторитеты Торы нынешнего поколения сочли необходимым поощрить более энергичное и целенаправленное изучение Торы (часто в ущерб другим сторонам жизни), стремясь восстановить требуемый уровень еврейской учености. Но те же авторитеты убеждены, что в нормальных условиях Тора по-прежнему требует от каждого из нас сочетать учебу с приобретением профессии и работой по специальности, опять-таки, если это не мешает человеку стать знатоком Торы в соответствии с его способностями.