Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи. Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.
Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).
Миманса.
Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление.
Школа основана на Миманса-сутре Джаймини (IV - III вв. до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются комментарии Щабары (III в.), Кумарилы Бхатты (VII - VIII вв.) и Прабхакары, его современника.
Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары. Главную цель человеческой жизни она видела в рождении на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства. Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов и ритуалов во всем их колоссальном объеме. Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка. Важным разделом мимансы было учение об источниках достоверного знания.
Веданта.
Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составлют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры Бадаряны.
Исторически первой школой веданты стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик - Шанкара. Большое значение имели также вишишта-адвайта Рамануджи, двайта Мадхвы, двайтадвайта Нимбарки, шуддхадвайта Валлабхи.
Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.
Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.
В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она обьъявила все религиозные системы воозможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан. Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.
Неортодоксальные индуистские даршаны.
Термином "настика" обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и в средневековье, была локаята (распространенное в миру). Тексты школы утрачены. Все категории реальности школа выводит из материального мира, доходя в своих рассуждениях до нигилизма, а нередко и до тупиков. Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных. В высказываниях оппонентов локаята нередко выглядит мишенью для насмешек.
Реформация индуизма
Термином реформации (ренессанс индуизма, нео-индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX - первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, экономические и идеологические сдвиги. Как и другие переломные эпохи в истории страны, индуизм "ответил" на новые изменения очередной трансформацией.
Реформаторы I этапа пересматривали содержание религии, пытаясь очистить древнее вероучение предков от позднейших наслоений и переосмыслить его. Одновременно индуизм все больше утверждался как основа национальной традиции в условиях колониальной зависимости.
II этап реформации заключался в изменении роли и функции религии в обществе, точнее в ее политизации. Вивекананда, А. Гхош, Ганди и др. именно в индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы и расценивали ее как религиозный долг.
Индуизм вновь "втянул" в себя нововведения реформаторов, вписав их в контекст традиционных взглядов.
Список литературы
1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
2. Она же. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.
3. Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997.
4. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.
5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
8. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977.
9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
10. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
11. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
12. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.
13. Лысенко В. Г. "Философия природы в Индии": атомизм школы вайшешика. М., 1986.
14. Махабхарата. Кн. I, II, IV, V. Пер. с санскр. В.И. Кальянова. Л., 1950, 1962, 1967, 1976.
15. Махабхарата. Вып. 1-8. Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. Ащхабад, 1056 - 1972.
16. Махабхарата. Кн. III, VIII, Пер. с санскр. Я. В. Василькова ит С. Н. Невелевой. М., 1987, 1990.
17. Мифы древней Индии. Лит. изложение В. Г. Эрамана и Э. Н. Темкина. М., 1975.
18. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.
19. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряд. М., 1982.
20. Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962.
21. Ригведа. Избр. гимны. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989.
22. Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.
23. Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.
24. Ткачева А. А. Индуистис кие мистические организации и диалог культур. М., 1989.
25. Три великих сказания древней Индии. Лит. изложение Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана. СПб., 1995.
26. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.
27. Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.