Смекни!
smekni.com

Возникновение и распространение ислама (стр. 2 из 6)

Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих благоговение, и многократное повторение фраз «Хвала Аллаху» и «Аллах велик». Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта невиданная прежде поза самоуничижения - земной поклон - возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться Аллаху.

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Ислам не говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, т.е. совершенны во всем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

Если нет совершенного идеала, который человек должен осуществлять в своей жизни своими силами, то, значит, нет для этих сил никакой определенной задачи, а если нет задачи и цели для достижения, то не может быть движения вперед.

Их культура сохраняет чисто местный специальный характер и быстро отцветает без преемственного развития. Мир ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать человечеству «вождей на пути к совершенству».

Не буду останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудное распространение ислама по миру, скажу только, что в 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таи. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г. Мухаммад умер.

После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран «заместитель» пророка-халиф-купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан-стал временем мусульманского поста. Для обозначения мусульманского государства используется термин «халифат» («преемство»). Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне религиозной общины.

Историчность личности Мухаммеда не вызывает сомнений. Он действительно был основателем ислама, признание чего ни в коей мере не снимает проблемы решающего значения тех социально-исторических условий, в которых его деятельность могла оказаться столь существенной и результативной. Если основываться на биографии Мухаммеда, изложенной в известных нам источниках, то можно в общих чертах «собрать» историю его жизни и деятельности.

Главное же, что отделяет Мухаммеда и его проповедь от «теории» и практики кахинства, заключается в том, что в основе этой проповеди лежит идея единобожия, в то время как кахинство основано на представлении об общении с миром бесчисленного множества демонов, составляющих мир сверхъестественного. Как я уже сказала, Мухаммед поддерживал идею единого бога, но феодалы восстали и лишь в 630 году пришли к согласию и договорились насчет образования своего государства. Главного Бога – Аллаха представили как единого бога, а Мухаммеда как его посланника на земле. Начиная с 7 века, начала зарождаться религия – ислам (покорность), а город Мекка стал центром ислама. «Верным» мусульманином считался тот, кто верил в единого бога – Аллаха и его пророка Мухаммеда, тот, кто выражал покорность Аллаху, совершая, пять раз в сутки молитвенный обряд, соблюдая 30-дневный пост, вносил дары, платил в казну феодального государства налог с урожая. В общем же Мухаммед остался в истории не просто пророком, его деятельность была несравненно сложнее и многограннее.

Своих противников верующие называли врагами и объявляли им «священную войну». Кстати о постах, у верующих он приходился на самое жаркое время года, и чтобы уберечься от невыносимой жары они переносили все хозяйственные дела на ночь, когда становилось прохладнее. Рабы, беднота и без постов жили впроголодь, а с ним вообще обессиливали, богачи же могли откупиться от поста, по шариату, тот, кто вносил деньги, освобождался от поста, также от поста освобождались и путешественники, богачи это тоже учитывали и ездили в этот месяц в гости друг к другу. Уклоняющихся от поста наказывали: били палками и розгами. Регулярное соблюдение постов приучает к послушанию, подчинению господам. И вот именно тогда то и начались страдания верующих людей. Феодалы и купцы под прикрытием ислама начали завоевывать чужие страны, на этих землях образовывали государства, грабили народы, заселяющие их, убивали, мучили, заставляли платить и принимать ислам. Тот, кто отказывался принимать, платил тройной налог, за неподчинение все сжигали, разрушали, а пленников превращали в рабов. Покоренным людям даже дышать было трудно. На службе у эксплуататоров стоял ислам, именно он защищал их имущество, он требовал от обездоленных смирения и покорность владыкам, живущих чужим трудом. В такое то время и появляется священная книга мусульман – Коран. На его основе был разработан свод законов – шариат.

1.4. Аллах

«Аллаху акбар!» (Велик Аллах!)- призыв на молитву. «Ла иллаха илла - ллаху» (нет божества, кроме Аллаха) -обязательно произносит правоверный. Во всех подобных выражениях есть имя мусульманского Бога - «Аллаха», это слово произошло от арабского «илах» - божество. Священное писание ислама - Коран - это как бы прямая речь Аллаха, обращенная к людям. В исламе считается, что Аллах также бог иудеев и христиан, это он послал людям пророков Мухаммеда и Иисуса Христа, но они донесли до людей лишь часть истины. Образ Аллаха в Коране создают его 99 «прекрасных имен», которые повторяются на протяжении всей книги: Аллах милосердный, милостивый, всевидящий, всезнающий, дающий надежду, прощающий и т.д. Правоверный обязан как можно чаще произносить эти имена и непременно несколько раз в день и вот уже 14 веков мусульманские ученые не теряют надежду найти еще одно имя бога- сотое по счету. Не все мусульмане едины в вопросе о взаимоотношении людей и Аллаха, но любой из них, восхитившись чем- либо, удивившись чему - либо или не в силах понять что - либо, скорее всего, воскликнет: «Аллах акбар!» - «Велик Аллах!»

Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран долгие века существовал только на арабском -перевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе. Любой грамотный и образованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски.

Таким образом, арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку. Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией на протяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европу и Африку не только территориально географически, но также и в религиозно-культурном плане.

Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другом исламском государстве не существовало организованной церкви, которая к тому же противостояла бы государству. Это не значит, что интересы клерикального мусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с политикой административного руководства страны - такое случалось и нередко случается и в наши дни. Но церкви, подобной католической или православной, сплоченной и организованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересы обслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманском мире не существовало. В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди - пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах.