В период между пятьюдесятью шестью и шестьюдесятью годами Мухаммад женился ещё девять раз. Многие из этих браков имели политическую подоплёку. Брак с Марией, дочерью наместника Египта, был просто необходим, исходя из военных интересов Мухаммада. Из тех же соображений был заключён брак с Зейнаб, дочерью правителя соседней Абиссинии. Враждебно настроенные иудеи примирились с Мухаммадом после его женитьби на Сафии, дочери одного из иудейских вождей. Среди всех этих женщин особое положение любимой жены занимала Айша, дочь давнего друга Мухаммада Абу Бакра.
Но это было позже, а пока лишённый поддержки рода Мухаммад оказался в положении изгоя. Отныне пребывание в Мекке становилось для него смертельно опасным. Удручённый, он замкнулся в кругу домочадцев, а затем попытялся проповедовать в Таифе, расположенном неподалёку от Мекки. Однако попытка проповеди в этом городе закончилась тем, что Мухаммада осмеяли и забросали камнями.
Вынужденный противостоять отчаянному сопротивлению, Мухаммад вскоре после смерти своей жены был приглашён в Йасриб ( город примерно в 320 км от Мекки). Семьдесят пять самых знатных жителей Йасриба просили его об этом. Городу был необходим сильный и справедливый вождь для решения внутренних проблем. Поразмыслив над предложением и взяв с людей клятву следовать исламу, Мухаммад в конце концов согласился переселиться в Йасриб. Вначале он послал туда 100 мусульманских семей. Но когда жители Мекки узнали о его намерении покинуть город, они решили во что бы то ни стало воспрепятствовать этому. Они хотели уничтожить движение, грозившее самому их существованию. Когда Мухаммад вместе с одним из своих сторонников уже уходил из Мекки, враги почти настигли их. Спутник Мухаммада в отчаянии вскричал: « Нас только двое!» «Нет, трое,- поправил Мухаммад,- ведь с нами Бог».
Это было в 622 году до н.э. Переселение- известное как «хиджара», что означает «бегство»- считается у мусульман поворотным пунктом мировой истории, и с этого года они отсчитывают свой календарь. Йасриб вскоре переименовали в Мединат ун- Наби, «город Пророка», а потом это название сократилось до Медины- «город».
В Медине Презираемый проповедник стал искусным политиком; пророк превратился в государственного мужа. С поразительной умелостью Мухаммад сплотил различные враждующие кланы города в упорядоченное сообщество. Мухаммад правил справедливо, наказывая виновных, но проявляя мягкость к своим враеам и прощая их. Слухи о нём распостранились по соседним странам, и со всей Аравии стали стекаться люди, чтобы посмотреть на его достижения. Через восемь лет после бегства из Мекки Мухаммад, покинувший её как беглец, вернулся домой, почти не встретив сопротивления. Город, который жестоко обошёлся с ним, теперб лежал у его ног; прежние преследователи юыли в его власти. Однако он отказался воспользоваться своей победой. В час торжества прошлое было забыто. Придя к знаменитому капищу Каабы, которое было религиозным центром Мекки с незапамятных времён, он разбил всех идолов и вновь посвятил храм единственному Богу, Аллаху. Он обратил почти весь город в ислам, но са вернулся в Медину.
ж) Распространение ислама.
Через два года, в 632 г. н. э., Мухаммад умер, будчи фактически правителем всей Аравии. У него была своя армия, служба правопорядка и гражданские службы; ни одному арабу не удавалось так сплотить своих соплеменников. Через сто лет его последователи завоевали Армению, Персию, Сирию, Палестину, Ирак, Египет и Испанию. Они перешли через Пирение и вторглись во Францию. И если бы Шарль Мартель не разгромил их в 732 г., может быть, весь западный мир сегодня был бы мусульманским. Это была империя, простиравшаяся от берегов Атлантического океана в Испании до Индии, империя, превосходившая Римскую во времена её расцвета. До сих пор историки изумляются и не могут объяснить исторической мощи, вызванной к жизни появления ислама. Отчасти привлекательность нового учения заключалась в его сходстве с восточным христианством. Ислам предлагал реалистичный и практический способ изменения своей жизни, которому могли следовать простые люди.
2) Коран и Сунна.
Ислам- религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от араб. «ал- куран»- «чтение вслух», «назидание»)- священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, ока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.
Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада , было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.
Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т.е. возможности использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие на «правильное чтение», а для удобства запоминания и декламиции текст был поделён на 30 частей (джус) и 60 отрезков(хизб).
Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру- «Фатиха», что означает «Открываюшая»- обязян знать ( на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).
Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7- 8 вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.
Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для милионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге ( как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами-мухкамат- существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихи называются муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.
а) Сунна.
Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна ( буквально- «образец», «пример»; полное название- «Сунна посланника Аллаха»).
В первую очередь это свод текстов, описываюших жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле- сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне- важная часть религиозного воспитяния и образования, а знание Сунны и следование ей- один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.
Сунну почитают все течения ислама, кроме мусульман- шиитов. Именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практичечкие вопросы.
Уже спустя несколько веков после смерти Пророка Сунна рассматривалась и почиталась наряду с Кораном, а мусульманские богословы много сил и времени уделяли вопросу о том, как соотносятся между собой Сунна и Коран и можно ли для решения тех или иных проблем привлекать какие- либо другие источники кроме Корана и Сунны.
Сунна Пророка запечатлена в свидетельствах о его праведной жизни- хадисах.
б) Хадисы.
Поскольку Коран давал ответы далеко не на все вопросы и к тому же в нём встречались противоречия, требующие разъяснений и дополнений, то получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка об аналогичных случаях. Но живых свидетелей с годами становилось всё меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей, близких к Пророку. Хадисы собирали и записывали. Именно своды хадисов составили со временем Священное предание ислама- Сунну. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса- собирателя и комментатора хадисов.
Естественно, что хадис имел силу лишь в случае признания его достоверности. Гарантию достоверности муххадисы усматривали в точном указании имён всех, кто предавл этот хадис друг другу. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания.
Хадисы состаят из двух частей: это иснад («опора»), т.е. перечисление имён пересказчиков, и матн («текст»)- собственно содержание хадиса. Мухаддисы установили следующий критерий достоверности хадиса: его иснад должен представлять непрерывную цепь рассказчиков, обязательно людей известных и праведных. Чем более достойным уважения был рассказчик, особенно самый ранний в цепи иснада, тем достовернее считался сам хадис. Если иснад был солидным, закрывали глаза даже на явные анахронизмы и содержании хадиса, что способствовало обогащению Сунны немалвм количеством недостоверных текстов.