Смекни!
smekni.com

Ислам - религия от истоков до современного мира (стр. 6 из 9)

Для прибывания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязятельно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети.

з) Азан.

Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздвётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, дкржась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха».

и) Улемы.

«Знатоки веры» (улема ад-дин)- собирательное название знатаков религиозного предания, морально правовых норм ислама, богословия. Обычно улемы прекрасно знают судопроизводство, обряды, однако называть их мусульманским духовенчтвом некорректно. Хотя улемами именовали только лиц, выделявшихся своей образованностью и учёностью, знатаков религиозных наук и исполнения религиозно- общественных функций, строгой последовательности в употребление этого слова не было.

2) Шариат- исламский образ жизни.

«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь»- таков смысыл понятия шариат (буквально- «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат- это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина. Шариат не только регулирует внешнее поведение верующего, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного выполнения Божьего завета. Шариат является религиозно- этической основой фикха- мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения.

а) Правосудие, преступление и наказание.

В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случан обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.

Когда правосудие вершит истинный ислам- судья должен быть выше корупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежаших суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, юеспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не можнт быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.

Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытыз судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми.

б) Жесток ли исламский закон?

Многие европейцы считают исламское правосудие жестоким и варварским, обрекающим мусульман на бесчисленные смертные казни, порки и увечья. Такие события, как обезглавливание и отсечение рук, всегда попадают на страницы газет и приводят в ужас читателей, привыкших к тому, что в их стране с преступниками обращаются очень мягко. Пенитенциарная система весьма снисходительна к правонарушителям, а учителям в школах запрещено подвергать детей телесным наказаниям.

Здесь уместно сделять два замечания. Во-первых, многое из того, что представляется «исламским», чаще всего вообще не имеет никакого отношения к исламу и представляет собой по существу произвол со стороны отдельных правителей и правительств, которые вполне могут править исламским народом, презирая, а иногда и открыто попирая законы ислама. Исламский закон, надлежащим образом истолкованный и исполненный , всегда милосерден и отнюдь не жесток. К сожалению, он довольно часто искажается или неверно интерпретируется многими людьми, преследующими самые разнообразные цели, в том числе и создание некой экстремистской формы ислама, явно противоречащей Сунне.

Во-вторых, следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствоющими этому состоянию преступлениями; не существует воровства; не существует супружеских измен; не существует жестого избиения детей и стариков; не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутсвие преступности и беззакония.

Разумеется, во многих уголках мусульманского мира и особенно в городах встречаются люди, которые не соблюдают законы ислама и могут в той или иной мере способствовать развитию преступности, однако, если власть полна решимости следовать всем установлениям шариата, это реально побуждает людей воздерживаться от правонарушений.

в) Отсечение руки за воровство.

Отсечение руки- это исламское наказание за воровство, но Ближний Восток отнюдь не переполнен однорукими людьми. В истинно исламском обществе абсолютно немыслимо само понятие воровства, и первым, наиглавнейшим сдерживающим фактором является то, что Аллах может видеть все деяния человека – и хорошие, и плохие, которые последовательно записываются в Книгу Судеб каждого правоверного и за которые всем впоследствии предстоит держать ответ в Судный день. Стыд- второй сдерживающий фактор, ибо весть о воровстве очень быстро становится общим достоянием, особенно в малых общинах.

г) Смертная казнь.

В исламе существуют три категории преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и явная, откровенна хула ислама, грозящая подорвать основные устои веры, причём та, которая исходит от человека, некогда бавшего верующим мусульманином.

В случае убийства ислам руководствуется справедливым принципом- жизнь за жизнь, хотя это не означает, что отдельным гражданам дозволяется самолично вершить суд в исступленной жажде мести. Наказание в виде смертной казни выносится только по приговору законного суда, после полной проверки умственного состояния убийцы, мотивов, обстоятельств и т.д. Пророк также даровал родственникам убитого право промтить убийцу или принять денежную конпенсацию и всячески поощрял людей к обретению в своих сердцах милосердия и взаимопрощения.

Говоря о смертной казни за хулу ислама, следует заметить, что мусульман не приговаривают к смерти за измену вере. Никого нельзя обязять верой. И хотя многие религиозные группировки совершают подпбный грех, стремясь насильно склонить других людей к вере, однако действуют они вопреки заповеди Аллаха, првозгласившего: « В религии нет принуждения».

д) Женщина в исламе.

Права женщин.

Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям..

Мусульманские женщины не раасматривают домашнюю раюоту как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в её жизненной необходимости и значимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться- святая обязанность каждого мусульманина.

Мужское превосходство.

Ислам предоставляет мужчинам право «превосходства» над женщинами только лишь в определённых , весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоинства», когда речь идёт, например, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую очередь тем, что в основном на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за её благосостояние.

Бракоразводные соглашения и законы о наследовании имущества во многих исламских странах приняты с учётом финансовой, материальной ответственности мужчин. Тем не менее именно ислам впервые и весьма недвусмысленно объявил не только о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в замужестве.

Хиджаб.

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин - хиджаб, или головное покрывало. Действительно ли в иудео-христианской традиции отсутствует такое явление, как покрывание головы женщинами?

Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге "Еврейская женщина в раввинистической литературе", у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: