ВВЕДЕНИЕ
Монархия – форма правления которой в современном мире становится все меньше места, так как она основывается на сосредоточении всей власти в руках одного человека (монарха, царя, императора, хана, эмира и др.), что не вписывается в рамки демократии, очерченные западными государствами.
Тема монархии, как формы правления, разработана в учебниках по теории государства и права под редакцией М.Н. Марченко, Л.Р. Симонишвили, А.В. Венгерова и др. Однако, рассматривая монархию, как форму правления авторы учебников во-первых очень большое внимание уделяют историческим типам монархий, во-вторых, говоря о монархиях современных они абсолютно не затрагивают проблемы их особенностей, а если и затрагивают, то приписывают их к типологии монархий. В.Е. Чиркин в своей статье «Нетипичные формы правления в современном государстве» и в книге «Современное государство» рассматривает монархии современности именно со стороны их особенностей, с точки зрения того, что именно отличает современные монархии от их исторических аналогов.
Очень важна при исследовании особенностей сама персона монарха. Ведь главой государства, монархом не может стать рядовой человек. Для этого нужен волевой, коммуникативный человек, способный вести за собой толпы. И это вполне объяснимо, если вспомнить теорию этногинеза, то понятно, что не все люди по своей сущности являются пассионариями (т.е. яркими, энергичными людьми), что гармоничным людям и субпассионариям (ленивым, ни на что не способным людям) нужны энергичные, пассионарные люди, которые способны вести за собой массы, тут и проявляется сначала роль вождя племени, потом князя, императора и т.д.
Актуальной проблема современной монархии является потому, что при рассмотрении в теории государства и права темы монархии как формы правления, большинство ученых большое внимание уделяют видовому составу монархий в историческом аспекте, уделяя при этом современным видам монархий небольшое значение. Также при анализе монархий на рассмотрение учеными выносятся чаще всего признаки того или иного вида монархической формы правления, а особенностям монархий уделяется очень мало внимания.
Данная тема также очень актуально в современных политических условиях, т.к. сегодня все громче раздаются голоса сторонников возрождения монархии в Болгарии, Румынии, России и т.д. Однако, очень часто ярые сторонники возрождения монархии с трудом представляют все особенности данной формы правления на современном этапе.
При исследовании данной проблемы использовались методы:
1. формально-юридический, для понимания работы монархического аппарата именно с юридической точки зрения;
2. сравнительно-исторический, для проведения черты между современностью и историей и понимания значимости изучения монархий на современном этапе для исторической дисциплины;
3. сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей правового развития монархий;
4. метод системного анализа, для изучения монархии как системного элемента современного мирового сообщества;
5. формально-логический, для изучения действия монархического аппарата в соответствии с законами формальной логики;
6. психологический, для понимания монархического правосознания, как такового;
В соответствии с выделенными методами, можно обозначить объект исследования – это монархии, как формы правления, рассмотренные на современном этапе их развития.
Предметом исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления современности.
Целью исследования является выделение общих и частных особенностей современных монархий, и в соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1. исследовать все имеющиеся на современном этапе монархии;
2. выделить черты, характерные для всех монархий;
3. найти особенности характерные для каждой монархии;
4. объединить эти особенности по сходному принципу;
Монархия сегодня является очередной ступенью в развитии способов организации государственной власти, но именно эта форма правления оказалась той фазой в их развитии, которая, изменяясь и модифицируясь, смогла пройти длинный путь от зарождения государственности до сегодняшнего дня.
Глава 1. МОНАРХИЯ КАК ВИД ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки монархии
Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус в порядке престолонаследия.
Это определение является общеприемлемым, однако, многие ученые-юристы, умаляют его, определяя, что монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного лица, это определение подходит только для абсолютной монархии. Очень часто встречаются случаи, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках президента республики и он осуществляет ее пожизненно, например в Гвинее, Тунисе, Ираке. И если исходить из определения А.В. Малько, то эти страны также можно назвать монархиями, но они республики. Именно поэтому для того, чтобы подробно разобраться в понятии монархии, необходимо выделить ее характерные признаки:
1. Главой государства является монарх (император, король, султан, принцесс, шах, эмир и др.);
2. Статус монарха передается по наследству. В соответствии с этим признаком можно выделить способы престолонаследия:
· Салический, при котором женщины полностью исключаются из круга наследников престола (Норвегия, Япония, Бельгия);
· Кастильский, не исключает женщин из числа престолонаследников. Существует две разновидности этого способа престолонаследия: традиционный и современный. Согласно первому престол наследуется по старшинству, но действует принцип «младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой» (Великобритания, Дания, Испания). Современный же способ этого принципа не предусматривает (Швеция).
· Австрийский, женщин из числа престолонаследников не исключает, но дает мужчинам преимущество во всех степенях родства (Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды);
· Клановый, характерный для арабских стран, при котором монарха выбирает правящая семья.
3. Юридическая безответственность монарха (юридический имморализм); т.е. монарх не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Для данного признака характерен институт контрасигнатуры(контрассигнации) - скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Контрасигнатура формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответствен за свои действия.
Эти признаки являются наиболее существенными и встречаются в учебниках по теории государства и права под редакцией А.В. Малько, О.В. Мартышина и многих других, но в них же отмечен еще один немаловажный признак: пожизненная принадлежность власти монарху. Этого признака придерживается и Л.Р. Симонишвили. Она же выделяет признак непроизводности власти монарха от власти народа, при котором монарх является помазанником Божьим, или сам ассоциируется с Богом и вся его власть имеет божественное происхождение. Однако этот признак приемлем для древних монархий, например в Древнем Египте, когда монарх считался сыном бога Амон-Ра; для средневековых европейских монархий, напрямую связанных с римской католической церковью, монарх в Средневековой Европе мог получить корону только из рук Римского Папы. Но этот признак характерен и для современных теократических монархий (Ватикан), где светская и церковная власть сливаются воедино, но он является не существенным, поэтому современные государствоведы его не выделяют. Очень интересна в плане выделения признаков позиция А.Б. Венгерова, так как наряду с формально – юридическими признаками он выделяет еще и социально-психологические:
· монархия основана и держится на патриархальном сознании, т.е. представлении о том, что «каждый за себя, один царь – за всех»;
· монархическая власть сопровождается доверием к монарху, т.е. основывается на провозглашении верности и любви к нему;
· монархия держится на принуждении, жестокой дисциплине и субординации;
· монархическое сознание в целом консервативно, ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.
А так же А.Б. Венгеров связывает процесс передачи престола по наследству с процессом легитимации главы государства и ставит под вопрос признак пожизненной власти монарха, говоря что: «бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается заранее». Это действительно так, если не учитывать фактор того что монарха могут свергнуть с престола оппозиционные или революционные силы (свержение Николая II Романова в 1917г.), но это уже будет скорее исключением из правил.
Очень точно выразился о признаках монархии И.А. Ильин: «И вот, если права этой персоны наследственны, длятся бессрочно или пожизненно и сама сия персона не подлежит за свои действия ни ответственности, ни санкции, то сие есть монарх, а строй, возглавляемый им, есть монархический».
1.2 Виды монархий: история и современность
Анализируя монархии современности нельзя не заметить тот факт, что все они в той или иной степени имеют элементы республики. Этот факт наводит на различные мысли, так как еще античные мыслители расходились во мнениях, что же лучше: абсолютная или ограниченная монархия. Так Платон говорил, что «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой», т.е. великий мыслитель придерживался того, что наиболее правильной формой правления является абсолютная монархия. Аристотель же говорит, что «…царь – верховный вождь военных сил лишь в том случае, когда он выходит за пределы страны», т.е. лучшейформой правления является ограниченная монархия. Цицерон же говорит, что в чистом виде монархия лучше любой другой формы правления. Отсюда видно, что уже в древности передовые умы мучались над вопросом какая из разновидностей монархий лучше.