Смекни!
smekni.com

Путь православия сегодня (стр. 8 из 9)

Православие не может отказаться от этого определения красоты, поскольку оно не может согласиться с современной наукой, которая зная и второе определение красоты и даже принимая, что "для некоторых важных эпох в истории искусства это определение подходит лучше, чем первое, и часто такие эпохи влекут нас к себе", но считает, что "в наше время трудно говорить об этой стороне красоты, а правило держаться нравов того времени, в котором приходиться жить, и молчать о том, о чем трудно говорить, - пожалуй, верно" (Там же, с. 282). Последнее и есть общее правило, принятое Западом при решении всех вопросов.

Однако независимо от того, какое определение красоты выбрано, выбранное определение является основой выбранного научного мировоззрения, выбранной научной парадигмы. Даже в самой формализованной науке - математике - далеко не все отдано на откуп формальной логике.

Математика даже не декларирует (как современная физика) стремление изучать природу, а есть лишь чистая культура мышления и тем самым она скорее искусство, чем наука. Или, точнее, математика - это переходная форма эстетического и научного восприятий, как поэзия - переходная форма мистического и эстетического. Поэтому отличие математики от поэзии не абсолютно. Более того, как заметил цитированный выше Гольдин, вывод формулы и вывод рифмы - это одно и тоже.

В математике совсем не в меньшей степени, чем в других науках, проявляется иррациональная основа научного мышления. "Математика рассматривает отношения в гипотетическом - дедуктивном плане, не связывая себя никакой конкретной материальной интерпретацией, Ее интересует не истинность аксиом, а лишь их непротиворечивость..." (Г. Вейль "Математическое мышление", М., "Наука", 1989, с. 21). Поэтому, казалось бы, совсем удалившись от реальности, можно было бы придти к безраздельному господству формального мышления. Так и возникла проблема Гильберта: доказательство непротиворечивости (не истинности) математики. Однако, как показал Гедель, невозможно создать непротиворечивую математику, работая в одной и той же формальной системе. Более того, не только невозможна формальная математика, но и оказалось, что "математику движут вперед в основном те, кто отмечен даром интуиции. а не строгого доказательства" (Ф. Клейн "Лекции о развитии математики в ХIX столетии, цитируется по Г.Вейль, с. 24). То есть даже в самой формализованной науке корень творчества лежит не в формальном мышлении: "Извечный секрет необычайной продуктивности гения - в его умении находить новые постановки задач, интуитивно предугадывать теоремы, приводящие к новым значительным результатам и к установлению важных зависимостей. Не будь новых концепций, новых целей, математика с присущей ей строгостью логических выводов вскоре исчерпала бы себя и пришла в упадок, ибо весь материал оказался бы израсходованным." (Там же). Именно новые концепции, новые идеи, приходящие в математику извне, являются движующей силой ее развития. И именно на примере математики - самом нижнем фундаменте науки - видна творческая безплодность редукционизма. Иррациональная основа самого нижнего уровня науки означает, что наука питается восприятиями из более высоких уровней, чем ее предмет, и которые на уровне этой науки могут быть восприняты только сердцем, но не умом. Свечение же с самых высоких уровней восходит к Богу.

Физика как изучение реальных явлений природы

Иррациональные основы физики - области естествознания в наибольшей степени использующей математику - видны еще более явно. Рассматривая физический уровень изучения природы можно увидеть определяющую роль понятия красоты. Так, при переходе от первого определения красоты ко второму, то есть при переходе от стремления свести природу к единичному к стремлению видеть в природе просвечивание Святого Духа центр физики перемещается из физики элементарных (единичных) частиц - из микрофизики в макрофизику - в геофизику, астрофизику, в физику реальных явлений природы, а не спроектированных экспериментов.

Действительно, реальная природа изучается лишь в макрофизике - геофизике, астрофизике, которые носят сейчас исключительно описательный характер (если не принимать во внимание в этих науках в принципе не проверяемые гипотезы) и которые считаются прикладными, вторичными по отношению к фундаментальной науке - физике элементарных частиц - микрофизике. Однако современная физика, изучающая лишь элементарные процессы, является именно элементарной физикой, а предметом высшей физики - геофизики и астрофизики является изучение реальной природы, что и должно составлять фундамент всякой науки, а не ее побочную, прикладную сторону. При изучении объекта природы в ходе участия его в реальных естественных процессах этот объект может познаваться как тварь, а не как модель этого объекта. Это и означает, что объект природы изучается в его связи с Единым, а не в разложении его на единичные элементы. То есть основой изучения природных объектов становится второе определение красоты, а не первое.

И первым шагом к мистическому восприятию объекта является эстетическое его восприятие.

При изучении окружающей нас неживой природы понятие красоты, эстетического, может быть, выступает менее явно, чем при изучении живой природы, однако оно также, тем не менее, абсолютно необходимо, поскольку, как уже отмечалось выше, в основе естествознания лежит выбор того или иного определения красоты. Для неспециалиста это может показаться странным, но доля эстетического момента в работе геофизика (специалиста по применению физических методов изучения природы) присутствует в тем большей степени, чем выше его квалификация. Современная геофизика позволяет видеть глубинное строение Земли с помощью сейсмических волн, проходящих сквозь твердое вещество как свет сквозь воздух. При этом сейсмические волны, отражающиеся от подземных объектов, - сейсмические звуки подземелья - несут огромное количество информации, из которой необходимо сформировать сейсмическое изображение, сейсмическое звучание изучаемых объектов. Это сейсмическое изображение или звучание объекта, само его формирование возможно лишь на основе совместного итерационного определения физической модели объекта и его изображения. Здесь мы имеем аналогию с взаимоотношением физиологических и морфологических исследований в биологии. Совместное определение физической (скоростной) модели и волнового изображения (формы) геологической структуры основывается на взаимодействии формально - математического и образно - эстетического типов мышления. Характерной чертой геофизика как специалиста является умение сочетать математическое мышление и образное, или непосредственное - в терминологии Б. Паскаля. "Но такое сочетание встречается нечасто, потому что человек, способный к непосредственному познанию, даже не пытается вникнуть в математические начала, а способный к математическому большей частью слеп к тому, что у него перед глазами." (Б. Паскаль, "Мысли"). В геофизике субъект неоднократно принимает решения с целью достижения оптимального сочетания адекватности и ясности результата обработки сейсмических данных. Дело в том, что исследователь здесь должен из огромной массы измеренной информации сформировать изображение природных объектов, выбирая некоторый оптимум между более подробным, но менее определенным, и более простым и понятным, но менее реальным (принцип дополнительности истинности и ясности) изображения этих объектов. В итоге полученный результат отражает взаимодействие субъекта и объекта познания. Кроме того, при проектировании самих наблюдений и при обработке полученных данных необходимо неоднократно принимать решения по выбору оптимального соотношения различных дополнительных друг другу факторов, то есть не поддающихся совместному формальному анализу. Выбор всех этих оптимумов полностью определяется субъектом, то есть существенно является не столько наукой, сколько искусством, то есть заведомо выходит за пределы чисто рационального познания. Как отмечает один из ведущих современных геофизиков критерием решения является качество сейсмического изображения, "которое трудно сформулировать, но легко распознать" (Liner Ch. L. "Elements of 3D seismology", Tulsa, 1999).

После формирования сейсмического изображения объекта необходима его интерпретация, то есть формулирование некоторых геологических выводов из полученного изображения, например, оценка функций изученных элементов геологического разреза в возможном формировании месторождения полезного ископаемого. Эта задача, по общему признанию геофизиков-практиков в принципе не укладывается в методологию рациональной науки (D. A. Herron. The business of interpretation - science, technology, engineering, or art? The Leading Edge, 1999, June, p.719). Стремительное развитие современной геофизики, обусловленное экспоненциальным ростом мощности вычислительных средств (закон Мура) увеличивает лишь подробность описания геологических объектов, а не их понимание.

По мнению В.И. Вернадского основная энергия геологических процессов обусловлена жизнедеятельностью биоорганизмов, поэтому объяснение геофизических данных уходит в конце концов в биологические проблемы. Это имеет принципиальное значение для построения православной системы наук, основанной на восточном предании, на методе Святого Григория Нисского: проблемы нижнего уровня природы - физического - объясняются проблемами более высшего уровня - биологического. На собственно же физическом уровне изучение природных объектов остается чисто описательным. И это описание ограничено действием принципа дополнительности, адекватности и ясности. Дело в том, что описательный подход ставит больше вопросов, чем дает ответов. И при более подробном изучении природных объектов на чисто физическом уровне число вопросов, остающихся без ответа, растет лавинообразно. При этом бездумное описательное знание ведет к бездумному его использованию. Последнее же фактически означает не познание природы, а ее разрушение.