Верили ли ветхозаветные иудеи в загробную жизнь
Заключая наше краткое суждение о душе человека, нельзя не коснуться вопроса о молитве за умерших некогда избранного еврейского народа. Святая Библия содержит множество подтверждений, говорящих о вере иудеев в посмертное существование души. Молитва за умерших представляла один из самых глубоко сокровенных актов религиозной жизни семени Авраамова. В книге Руфь читаем: "И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых" (Руфь 2, 20). Книга Второзаконие показывает, как для облегчения загробной участи умерших иудеи творили приношение. Причем на эту жертву запрещалось приносить из десятины доходов от земли, которые надлежало отдавать левиту, пришельцу, сиротам и вдовам. "Я не ел от нее (от десятины, назначенной для вышеуказанных целей. - И.Е.),- читаем мы во Второзаконии, - в печали моей, и не отделял ее в нечистоте (т.е. для очистительных жертв. - И.Е.), и не отдавал из нее для мертвого" (Втор. 26, 14).
Из этого текста протестанты иногда делают вывод о запрещении приношения за умерших. Но это, разумеется, не так, речь идет лишь о том, что определенную долю от плодов своих надо посвящать только Господу. Так, в другом месте Писания сказано: "Я отобрал от дома (моего) святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне (Втор. 26, 13).
Пророк Товит, наставляя юного Товию, говорит: "Раздавай хлебы твои при гробе праведным, но не давай грешникам" (Тов. 4, 17). Грешникам запрещается давать хлебы, очевидно, ввиду их нераскаянности в своих грехах (Притч. 15, 29; Ис. 1, 15). Ибо молитвы таких людей Господь не исполняет.
Говоря пророку Иеремии о согрешивших израильтянах, Господь повелевает: "Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем...тяжкими смертями умрут они, и не будут оплаканы, ни похоронены...и не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем, и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их" (Иер. 16, 2-7).
О какой же "чаше утешения" для умерших могло говориться, если бы не было посмертного существования души?
Пророк Варух молился Творцу о том, чтобы Он внял сердечным воздыханиям его умерших соплеменников: "Господь Вседержитель, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа, Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправду отцов наших, но вспомни руку и имя Твое в сие время, ибо Ты - Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи ! " (Вар. 3, 4-6).
Премудрый Иисус, сын Сирахов, учит: "Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишат милости" (Сир. 7, 36).
Относительно этого текста нередко возражают, что он помещен в неканонической библейской книге. Однако не следует забывать, что написана она не позднее первого века до Рождества Христова [101], из чего мы вправе заключить, что понимание необходимости молитвы об умерших присутствовало в сознании израильтян в дохристианскую эпоху.
На такой же вывод наводит ряд мест из второй Маккавейской книги, написанной во втором веке до Рождества Христова [102] и также относящейся к разряду неканонических. В ней, в частности, сказано, что в одном из сражений пало очень много воинов иудейских. Только из-за того, что они нарушили закон, запрещавший брать в руки оскверненные вещи - в данном случае из языческих капищ (2 Макк. 12, 39-41)
Ввиду этого бывшие с Иудою Маккавеем "обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось сие по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступал весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! По сему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Макк. 12, 42-45).
Список использованной литературы
1. Ю.Гжезик. Движение второго адвента. Люблин, 1993, с.7.
2. Там же, с.15.
3. Там же, с.15.
4. A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м., 1976, р.223.
5. Т.Д.Гулякевич. Социальная сущность современного американского иеговизма (критический анализ иеговистской литературы). М., 1971, с.16.
6. А.Ноекема. Ор.cit., p.225.
7. Там. же, с.225.
8. Там же, с.225.
9. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16.
10. В.В.Коник. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981, с.5.
11. Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160.
12. Д.Е.Фурман. Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189.
13. Уолтер Мартин. Царство культов. 1982, с.46.
14. Ч.Рассел. Божественный план веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29.
15. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.20.
16. А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229.