В начале 20-х годов XX века Католическая Церковь на территории Советского Союза, насчитывающая около 2 миллионов верующих, управляемая некогда несколькими епископами и сотнями священников, в результате большевистских гонений на Церковь, понесла грандиозные потери. Закрывались храмы, преследовались верующие и священнослужители. В итоге, множество священников оказалось в тюрьмах, кто-то за границей. На территории СССР остался лишь один епископ и тот престарелого возрастa - владыка Антоний Церр, родившийся в 1849 году и до 1902 года занимавший Тираспольскую кафедру, а затем ушедший на покой и живший в немецком поселке Зельц недалеко от Одессы.
В 1925 году Папский престол совершил дерзкую попытку возродить церковную иерархию на территории Страны Советов. Совершить это должен был монсеньер Мишель д`Эрбини. Его личность не однозначна, а судьба увлекательна, трагична и полна загадок. Кто-то им восхищается, у кого-то одно упоминание имени этого француза взывает бурное негодование. Он, хорошо знавший Восточную Церковь искренне считал, как человек своего времени, православных схизматиками; прекрасно осознавая безбожие Советских властей, он пытался найти с ними общий язык. Кто-то восхищается его умом, организаторскими способностями, его стремительностью и дерзостью в осуществлении планов, кто-то с ужасом и ненавистью осуждает его действия и приводит предписываемые ему слова: | Епископ Мишель д`Эрбини |
"Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри. Но не в этом ли как раз заключается религиозная миссия антирелигиозного большевизма, что она обрекает носителей схизматической мысли, то есть, создает чистую доску - "tabula rasa", и этим дает путь к духовному воссозиданию России".
Мишель д`Эрбини родился 8 мая 1880 года на севере Франции в городе Лиль. Там же окончил иезуитскую школу, а затем провел три года в Трире изучая немецкий язык. В 17-ти летнем возрасте он вступил в Общество Иисуса и после обычного испытательного периода стал его членом. После обучения в семинариях Голландии и Бельгии Мишель был рукоположен. В 1911 году он стал доктором богословия и начал преподавать в семинарии бельгийского города Аньен. Мишель д`Эрбини пишет книгу о русском философе Владимире Соловьеве. Его интерес к России поддерживает и его собрат по Ордену Павел Пирлинг, автор книги "Россия и Святой Престол", побуждая молодого ученого к изучению русского языка. В начале I Мировой войны д`Эрбини представляет свой взгляд на восточную политику кардиналу Мерсье. Он советует Папе выражать доброжелательность и уважение к православному богослужению, содействовать любой попытке сближения Католической и Православной Церквей, а так же создать образовательный центр с целью устранения разделяющих обе Церкви предубеждений.
В Риме 16 мая 1920 года Мишель д`Эрбини принимает участие в торжествах по случаю причисления к лику святых Жанны д`Арк, которая по семейным преданиям являлась его двоюродной бабушкой в четырнадцатом поколении. Тогда-то и состоялась первая встреча француза с главой Католической Церкви Папой Бенедиктом XV. Постепенно он начинает становиться влиятельной фигурой в Ватикане. Отец Мишель д`Эрбини прилагает немало усилий для того, чтобы была написана папская энциклика о страданиях русского народа, В результате он удостаивается чести написать ее проект. В 1921 году послание Папы Бенедикта XV о страданиях Церкви было опубликовано. В том же 1921 году д`Эрбини становится профессором философии Папского Григорианского университета. В 1922 году он назначается ректором Восточного института, который был создан пятью годами ранее. В 1923 году о. Мишелю д`Эрбини поручается пастырская миссия среди русских эмигрантов. Он основывает учебные центры для русских эмигрантов в Париже, Лиле, Аньене, Берлине, Праге, Вене, Ницце и Любляне. В центрах обучались русские эмигранты, чтобы затем после рукоположения они могли, вернувшись на родину, стать католическими миссионерами. В 1926 году этот французский иезуит становится председателем Папской комиссии "Pro Russia". Год от года, особенно после смерти Бенедикта XV, д`Эрбини приобретает чрезвычайно сильное влияние у его приемника Папы Пия XI, который открыто выражает ему свое полное доверие. Перед стремительным французом, постоянным экспертом и советником по России и Востоку, двери в папские покои были открыты всегда.
В 1924 году Мишель д`Эрбини отправляется в Россию. Это была уже его третья попытка приехать в Страну Советов. Она, как и два предыдущих, оказалась неудачной. Если в первых двух случаях просто не удавалось получить визы, то на сей раз виза была получена, но до России иезуит так и не доехал. Дело было в следующем. Государственный секретарь Ватикана уполномочил о.Мишеля поехать в Москву в качестве наблюдателя на процесс Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Д`Эрбини был убежден, что Патриарху будет вынесен смертный приговор и он хотел обязательно встретится с главой Русской Православной Церкви до приведения приговора в исполнение. Эрбини так же был убежден, что, по его мнению, "прокатолически настроенный" Тихон открыто заявит о своем воссоединении с Римским Престолом, что должно было благополучно сказаться на перспективах общения Западной и Восточной Церквей. Мишель д`Эрбини считал так же, что возможный переход Патриарха в католичество непременно будет стоить жизни и ему. Поэтому перед поездкой он встретился с кардиналом Мерсье, который в случае перехода в католичество Патриарха Тихона и его смерти мог бы добиться канонизации Патриарха как мученика. Таковы, не более и не менее, были планы д`Эрбини, в равной степени грандиозные и фантастические.
Мишель д`Эрбини был на пути в Москву, но по прибытии в Ревель он узнал, что процесс против Патриарха отложен и кардинал Гаспари срочно вызывает его в Рим.
1 октября 1925 года Обновленческая Церковь, во главе со своим епископом Александром Введенским проводила в Москве второй Собор. В качестве наблюдателя "обновленцы" пригласили в столицу викарного епископа Парижа Эмануэля Шанталя (выбор пал на эту личность по нескольким причинам: мать этого католического архиерея была русской, до рукоположения он служил секретарем посольства Франции в Санкт-Петербурге, а уже трудясь в Париже епископ был духовником русских эмигрантов католиков). Однако, владыка Эмануэль передал свое приглашение главному эксперту Ватикана по вопросам России о.Мишелю д`Эрбини. В итоге, именно он отправился в столицу государства рабочих и крестьян, где полным ходом шла война с верой - опиумом для народа, закрывались церкви, уничтожались священнослужители. Мишель д`Эрбини должен был ознакомиться с положением дел на месте, что бы затем, каким-то образом постараться стабилизировать ужасающее постоянно ухудшающее положение Церкви в Советской России.
В Москве д`Эрбини находился с 4 по 20 октября 1925 года. Он посетил не только Собор "обновленцев", но и встретился с епископами, оставшимися верными Патриарху Тихону, в частности с патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким, который предоставил в распоряжение иностранного гостя епископа Варфоломея, в качестве лица способного информировать д`Эрбини о положении Русской Православной Церкви. Позже владыка Варфоломей перешел в католичество, а 1 августа 1935 года он был расстрелян в Лефортовской тюрьме.
20 ноября Государственный секретарь Ватикана кардинал Гаспари обратился с тайным посланием (sub secreto pontifico) к прокуратору Ордена ассумпционистов отцу Ромуальду, с просьбой навести справки о возможности занятия епископской кафедры отцом Пием Эженом Неве, душепастырем бельгийских и французских шахтеров, работавших на шахтах Донбасса. В начале 1926 года Папа Пий XI вызвал к себе на прием главу Ордена ассумпционистов о.Жерве Кенара. Во время встречи разговор шел и об о.Неве. Кенар согласился с мнением Папы о том, что о.Пий Эжен Неве является подходящей кандидатурой для занятия епископской кафедры в России: он работает в этой стране с 1906 года, свободно говорит по-русски, может служить в восточном обряде. Решение было принято. | Невё в епископском облачении |
Встал вопрос о том кто же совершит хиротонию. Первоначально думали о единственном оставшимся на территории России католическом епископе Церре, жившем в поселке под Одессой. Но вскоре, на горизонте возникла кандидатура Мишеля д`Эрбини, которого, впрочем, необходимо было самого рукоположить в епископский сан. 11 февраля 1926 года в четвертую годовщину своего избрания на папский престол Пий XI принял решение доверить миссию воссоздания в России иерархической структуры Католической Церкви своему советнику д`Эрбини. На следующий день о.Мишель узнал о решении Папы рукоположить его во епископы и поверить ему секретную миссию от префекта Конгрегации Восточных Церквей кардинала Луиджи Сингеро. Кардинал сообщил ему об этом шепотом, когда они оба, перед исповедью, преклонили колени у гробницы апостола Петра.
Итак, иезуит Мишель д`Эрбини должен был отправиться в Россию с секретной миссией, о целях которой он не имел права сообщить никому, кроме лиц к ней непосредственно не причастных. Не знал о цели поездки и генерал Ордена иезуитов Владимир Ледуховский, живо интересовавшийся ситуацией в России, так как до начала I Мировой войны в Санкт-Петербурге работала его сестра - монахиня Мать Урсула.
10 марта 1926 года Папа подписал два документа: мотупроприо "Plenitudine potestatis" и декрет "Quo aptius". Эти документы долгое время нигде не были опубликованны. Декрет "Quo aptius" гласил: "Утверждаем и назначаем высокопреподобного священника Мишеля д`Эрбини, титулярного епископа Иллионского, Апостольским Делегатом в России, то есть на всей территории СССР, предоставляя ему полномочия отменять, утверждать, расширять или ограничивать - в том числе в территориальных вопросах - юрисдикцию настоящих Апостольских Администраторов или генеральных викариев; создавать новые Администратуры и назначать новых администраторов, избранных им в Господе, а так же возводить их в епископский сан и совершать хиротонии, предоставляя им необходимые, с его точки зрения полномочия". Так же этим декретом лишались своих полномочий официально занимавшие кафедры Могилевскую архиепископ Эдуард Ропп и Тираспольскую епископ Йозеф Кесслер, так как они не имели возможности исполнять своих обязанностей, находясь за пределами своих юрисдикций. Были сняты со своих должностей: Апостольский Администратор Минска о.Сигизмунд Лозинский, Апостольский Администратор Каменецка о.Адольф Щелячек и Апостольский визитатор Грузии, которым являлся папский посланник в Персии.