Смекни!
smekni.com

Печать русской православной церкви: традиции и перспективы (стр. 3 из 3)

Большинство из этих изданий составляют ежемесячные газеты епархий: «Архангельский епархиальный вестник», «Астраханский православный собеседник», «Благовест» – орган Самарской епархии, «Благовест» – издание Петрозаводской епархии и Карельского общества охраны памятников, «Православный вестник Ставрополья» (Ставропольско-Бакинская епархия), «Рязанский церковный вестник» и многие другие. В большинстве этих и других изданий Русской Православной церкви обозначен 1990 год. Именно с этого времени и началось восстановление системы печати РПЦ.

Многие епархиальные газеты похожи одна на другую. Небольшого формата, одноцветные, малоиллюстрированные. В каждой из них существуют постоянные рубрики или материалы «Из жизни епархии»; большое внимание епархиальная печать уделяет церковным традициям, истории религии, истерии памятных мест, расположенных на территориях епархий; печатаются поучения, фрагменты из «Жития Святых», молитвы, церковный календарь и т. п.

Епархиальные газеты имеют в основном общий характер, но есть издания с определенной целевой направленностью, что, как правило, обозначается в подзаголовках. Так, например, ежемесячная газета «Могилевские епархиальные ведомости» выходит с подзаголовком, который определяет направление газеты: «Духовное просветительское и информационное издание».

Кроме газет, епархии и епархиальные управления издают также журналы, бюллетени, информационные вестники как общего характера, так и определенной направленности. Православная Вильнюсско-Литовская епархия с 1990 года издает «Вестник Православия в Литве: квартальный религиозно-нравственный журнал», в Уфе с 1992 года издается «Купель: церковный литературно-художественный журнал Уфимского епархиального управления для детей».

В качестве учредителей и издателей выступают также монастыри, лавры, отдельные церкви, общины, приходские собрания, союзы, православные объединения и др. Здесь встречаются издания разного типа: журналы, газеты, листки. Московский Свято-Данилов монастырь с 1991 года издает журнал «Даниловскийблаговестник», а в 1989 году фактически первым среди монастырей начал издание своего листка, од так и называется «Даниловский листок». Тираж его 3 тыс. экземпляров. Несмотря на малый формат (А-5) и на то, что»это «листок», в нем бывает от 12 до 26 страниц. Листок рассчитан на просвещенного верующего читателя, который из него узнает, например, «О чтении богослужебных книг без священника», «О послании апостола Иоанна»; утвердится в «Значении молитвы», чему, в свою очередь, поможет «Проповедь о необходимости молитвы». Здесь можно прочитать серию историко-познавательных статей, посвященных монашеству – «О монашестве на Руси» ит.д.

В городе Дзержинском Московской области выходит «Николо-Угрешский вестник: церковно-общественная газета», которая издается ежемесячно, начиная с 1991 года. Ее учредители – Николо-Угрешскийставропигиальный монастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря.

Несколько изданий выпускает Свято-Троице-Сергиева Лавра: «Троицкий благовестник», «Троицкое слово», оба издаются с 1990 года. В 1991 году Лавра начала издавать газету «Утоли моя печали» для заключенных следственного изолятора г. Сергиева Посада.

«Жизнь во Христе» – не единственное издание отдельной церкви. В настоящее время существует уже немало газет, которые издаются на средства прихожан. Например, «Жизнь Богородского края: церковно-просветительская газета» выходит ежемесячно в Ногинске Московской области с 1992 года. Ее учредители – Православное БогородскоеБратство, Приходской Совет Богоявленокого Собора. «Кизлярский православный вестник» (Дагестан) учредило приходское собрание Свято-Николаевской церкви.

Учредителями газет религиозного содержания нередко выступают и частные лица. Так, учредителем газеты «Слово», которая заявляет свой статус в качестве Республиканской независимой православной газеты Крымской республики (выходит она в Керчи), стал Сергей Никулин. Он же является и главным редактором газеты. Выходит она на 4-х полосах форматом А-4 со множеством иллюстраций, первый номер вышел в июне 1993 года. В обращении к читателям газеты сказано: «Протяните руку ко Христу, и Он примет вас, как утопающего Петра, и поставит вас на корабль веры, который приведет вас в вечную жизнь. И долг газеты «Слово» дорогие братья и сестры, помочь вам в этом».

Помимо дифференциации церковных изданий по статусу учредителя, а также выделения центральных и региональных изданий, что в отношении церковной печати не является таким уж существенным принципом, типологическое разнообразие изданий РПЦ проявляется в настоящее время в наличии изданий различного целевого назначения, разной направленности ориентированных на удовлетворение запросов как верующей, так и неверующей части аудитории, которые через церковные издания получают сведения по интересующим их вопросам чисто познавательного характера, групп населения разных возрастных категорий.

Теоретическую направленность имеет сборник Московской Патриархии «Богословские труды», выпуск которых возобновлен в 1959 году. С этого времени он издается без перерыва с периодичностью один выпуск в год. Издание преследует цель «раскрывать для религиозного сознания духовные сокровища Православия, знакомить богословские круги братских православных церквей и других христианских исповеданий с достижениями нашей отечественной богословской мысли, способствовать расширению богословского кругозора питомцев наших духовных школ и духовенства Русской православной церкви, развивать обмен опытом и знаниями между нашими богословами и вообще содействовать богословскому творчеству в РПЦ».

С апреля 1990 года издается богословский журнал «Вестник Ленинградской Духовной Академии» тиражом 10 тыс. экземпляров. В первом номере журнала заявлена его преемственность по отношению к журналу «Христианское чтение», который издавался с 1821 по 1917 гг. также этой Академией: «Божие благословение на издание ежеквартального журнала «Вестник Ленинградской Духовной Академии», который должен статься преемником издававшегося Санкт-Петербургской Академией «Христианского чтения», публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии» (митрополит Алексий). В настоящее время журнал сменил название и вернул себе прежнее– «Христианское чтение».

Появился ряд изданий, предназначенных для семейного чтения. Из них наиболее интересен журнал «Православная беседа. Журнал для семейного чтения» под попечительством Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, а также Союза православных братств».

Гриф «Для семейного чтения» имеет и ежемесячная газета «Благовест», которая издается в Нижнем Новгороде при участии Нижегородской епархии.

Имеет свое издание и молодежная студенческая аудитория: «Подворье» – студенческая православная газета на 16 полосах, выходит с 1992 года.

На военную аудиторию рассчитана газета «Благовест». Первый ее номер был подготовлен редакцией в содружестве с Союзом «За духовность армии и флота». Выходит она с декабря 1992 года.

Возрождается и миссионерская церковная печать, которая имела в прошлом очень большое влияние и значительную аудиторию. Сейчас это пока немногочисленная группа изданий, среди которых «Жизнь и вера» с девизом «Се стою удвери и стучу...». Первое ее название «Периодическое областное издание для всех», затем «Крымская христианская газета для всех». Выходит она с 1990 года на 4-х полосах. «Жизнь н веру» издает Христианское областное издание просвитерского совета и Крымская христианская миссия «Самарянин». Газета в основном носит информационный характер.

Следующий представитель этой группы – «Русский паломник» – иллюстрированный журнал валаамского общества Америки возобновлен в 1991 году после перерыва с 1917 года.

Валаамское общество Америки является миссионерским движением, цель которого – сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений, для всех 50-ти юрисдикций, исповедующих православную веру во всех странах мира.

Священнослужителям адресуется журнал «Русский пастырь – журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии – «русский православный пастырский журнал». Выходит он 3 раза в год с 1988 года и имеет еще один подзаголовок: «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков». В «Обращении к читателям» в ¹ 1 за 1989 год определена аудитория издания: «Наш журнал ставит себе целью установить связь между пастырями, воодушевить их, укрепить их в их трудном служении, послужить местом обсуждениях наших общих вопросов. Это начинание является как бы малой жертвой, нашим маленьким даром русскому пастырю, облик которого создавался в течение тысячелетней истории нашей многострадальной России. Хотя журнал, главным образом, будет адресован читателю в духовном сане, однако, думается, что он будет интересен и всякому верующему, принимающему церковную жизнь близко к сердцу».

Упомянутые в данном обзоре издания, выделенные направления деятельности и целевое назначение изданий рдз-ных типов составляют только небольшую часть возрождаемой системы печати Русской Православной Церкви. Конечно, время не возвращается вспять, новые условия диктуют новые подходы, хотя очевидно, что система печати РПЦ имеет давние традиции и создается заново не на пустом месте.