В период c середины XIV до конца XV и возникают споры об истинной вере. Об этом свидетельствует перечень следующей группы университетов, основанных в это время в гг. Прага (1348 г.), Краков (1364 г.), Вена (1365 г.), Гейдельберг (1386 г.), Кельн (1388 г.), Лейпциг (1409 г.), а также университеты Северной Италии (Падуя и пр.). Эта группа университетов представляла собой светские учреждения, ставшие впоследствие центрами протестанства и локализована она в Восточной и Центральной, а не в Западной Европе. Особенно примечательно в этой группе основание Стамбульского университета, причем именно в 1453 г. - сразу после завоевания Царь-Града-Константинополя турками! Отметим, что этот университет основан султаном Мехметом II опять-таки как светское учреждение. Завершают эту группу университеты в г. Мюнхен (1471 г.), Уппсала (Швеция, 1477 г.) и Копенгаген (Дания, 1479 г.). Среди них также нет ни одного католического университета.
Первый изначальнострого католический университет основан только в 1508 г. (!) в Мадриде (Испания). А где же другие университеты – носители католичества? Это как раз и есть итальянские и французские “старейшие” университеты, отнесенные традиционной историографией в предыдущую группу XI – XIII вв. В действительности они возникли параллельно рассматриваемой группе. Старейший в Италии Болонский университет основан, по крайней мере, не ранее Пражского – т.е. в конце XIV в., примерно на 260 лет позже традиционной датировки (Эти 260 лет занимает Золотоордынская эпоха - вымышленный период “ига” в Восточной Европе и “проторенессанса” в Западной. По традиционной историографии г. Болонья основали бойи, выходцы из Богемии = Чехии за 1800 лет до этого). В начале XV в., после аутодафе над Яном Гусом и Иеронимом Пражским, католическим центром становится и Пражский университет. В 1431 г. Базельский собор впервые принимает решение о назначении теологов (богословов) для проповедей в кафедральных соборах. Основание Парижского и Тулузского университетов во Франции, скорее всего, относится также ко второй половине XV в. (примерно 1475 – 1500 гг.). Что касается католических университетов в Риме, Флоренции и Португалии (Коимбра, 1537 г.), то они появляются только в первой половине XVI в. после Мадридского – т.е. в период воинствующего католичества.
В нищей, малограмотной и разоренной междоусобицами “Столетней войны” Англии университеты в Оксфорде и Кембридже технически не могли появиться ранее начала правления Тюдоров в 1485 г. Об этом косвенно свидетельствует Британская Энциклопедия 1771 г. Согласно ей, латинский шрифт появился в Англии с отменой Вильямом Руфусом (Рыжим), сыном Вильяма Оранского (тоже Рыжего), якобы в 1091 г. готического письма, изобретенного Вульфилой (якобы в VI в.). При этом Британская Энциклопедия XVIII в. не различаетготический шрифт, считающийся сейчас вариантом латинского письма, и “готское письмо Вульфилы”, основанное на греческом унциале! Поскольку “норманское завоевание Англии в 1066 г.” отражает высадку Генри Тюдора в 1485 г., введение “латинского письма” в Англии в 1091 г. указывает на 1510 г. как дату появления латыни на Британских островах, что совпадает с реформой Генриха VIII, который отказался от всего “валашского”, которое так любил его отец Генри Тюдор (“Генрих VII”), умерший как раз перед этим - в 1509 г. Поэтому и Оксфорд, и Кембридж появились, скорее всего, только при Генрихе VIII в 1510 – 1540 гг. Это были университеты умеренного протестанского толка, совершенно аналогичные, например, университету в Марбурге (Германия), основанному в 1527 г.
Начало преподавания в университетах непосредственно связано с появлением латиницы и латыни – искусственного языка, изобретенного, по-видимому, Стефаном Пермским (1345-1396) в конце XIV в. для Западной Европы на основе литовского диалекта общеевропейского (балто-славянского) языка и так называемого “западно-греческого языка”, т.е. юго-западного диалекта греко-романского наречия того же общеевропейского языка. Характерно, что примерно до 1400 г. (до низложения курфюрстами Императора-чеха Вацлава IV) преподавание в Праге, Кракове и Вене велось на славянском языке и только после этого было полностью вытеснено латынью, а в Гейдельберге (т.е. с 1386 г.) сразу началось на латыни. Это совпадает с периодом “просветительской деятельности” Стефана Пермского в 1380-1390 гг. Легендарная “азбука коми”, придуманная Стефаном – это и есть латиница для венгров, т.е угров-коми – пришельцев в Центральную Европу из Поволжья.
Во второй половине XVI в. продолжается наступление папства – католическими центрами становятся Краковский и Венский университеты, основываются университеты католического толка в гг. Лейден (1575 г., Германия), Вильнюс (Польша-Литва, 1579 г.) и Эдинбург (Шотландия, 1583 г.). Одно из ключевых для университетов понятий - “профессор” - появилось только в XVI в. (впервые как раз в Оксфорде). Характерно, что по-гречески это слово означает только “преподаватель”, по-латыни также – “исповедник веры”. Так что “профессора богословия” XIII-XV вв. - выдумка XVI-XVII вв.
Параллельно университетам в XV в. не только в Западной, но и в Восточной Европе возникают цеховые братства, например, Львовское (1439 г.) и Виленское (1458 г.). В конце XVI – начале XVII вв. эти объединения из профессиональных постепенно превращаются в религиозные - православные братства: Львовское (1586 г.), Киевское (1615 г.), Луцкое (1624 г.) и т. п. Это и есть зарождение современного православия - при братствах открываются православные школы и типографии. Через них внедряется искусственный церковнославянский язык и письмо на нем, вытесняющее гражданскую азбуку.
Таким образом к середине XVII в. формируются и по-своему канонизируются основные разновидности христианства – католичество, протестантство и православие. Благозвучный, но совершенно бессмысленный русский термин “православие” придуман при Филарете Романове – это фальшивая и лукавая калька с греческого “ортодокси”, что означает правоверие. Но первым Романовым, создавшим свою церковь, нужно было всячески откреститься от других правоверных – мусульман, поскольку аналогичный процесс параллельно происходил и в Османской империи – там через медресе постепенно формировалось современное мусульманство, ставшее официальной религией Турции (наравне с другими!) только в 1603 г. Зарождение же магометанства, по-видимому, связано с борьбой братьев Мусы (= Моисея) и Мехмеда (= Магомета), между которыми Тамерлан разделил наследство побежденного им турецкого султана Баязида. В 1413 г. Муса потерпел поражение и был казнен, а Мехмед стал султаном в 1413-1421 гг. Тем самым, начало ислама относится не к 622 г., а примерно на 800 лет позднее. Этот сдвиг представляет собой разность между общеевропейским “скалигеровским” сдвигом в 1053 года и “ордынским игом” в 260 лет, которого, естественно, нет в истории ислама.
Между тем оставшиеся византийские синагоги, т.е. остатки прежнего общего монотеизма в XVI в. еще сохраняли свои функции учета населения и имущества, т. е. ссудных касс и расчетных центров – не случайно по-гречески гроссбух до сих пор называется “католикон”, т.е. “книга всеобщего учета”. Только к концу XVII века под давлением укрепившихся повсюду национальных религий оформляется современный иудаизм, для локализации которого уже не осталось места после раздела мира. И в это же время появляется иудейская школа – хедер - для обучения мальчиков основам иудаизма.
Разноплеменные последователи византийского раннего монотеизма превратились в отовсюду гонимых евреев, так и не став нацией без собственного государственного образования. В этом, собственно, заключается и трагедия, и слава “еврейского народа”, который до сих пор во многом унаследовал традиции единой Византийской империи. Часть иудеоэллинских приверженцев того же византийского монотеизма приняла христианство – мараны, мориски и другие выкресты в Западной и Центральной Европе, современные православные греки, румыны, а также армяне и грузины - в Восточной и Южной.
2. Содержание средневекового образования и становление юриспруденции.
Ключевой фигурой цивилизации является Учитель. Это, прежде всего - первый учитель, преподающий новому поколению азбучные истины. Первоначально знания от учителя к ученику передавались изустно, а ремесло – наглядным обучением. В XII в. с появлением азбуки (см. статью “Азбука: послание к славянам”), с развитием производительных сил и разделением труда в Византийской империи зарождаются первые школы – центры обучения. Однако массовым обучение становится не ранее XIV в. с развитием конного транспорта и сухопутных коммуникаций. Само понятие “образование” появляется только в XVI в.: например, в английском языке слово education, согласно словарю Webster’а, впервые отмечено в 1531 г. Основное содержание общего образования до XV в. – письмо, красноречие и правовые вопросы. (Азы точных наук начинают преподаваться только с XV в.)