СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ИНСТИТУТОВ ЦЕРКВИ
В XIV-XVI ВЕКАХ КАК ПРОДУКТ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Традиционно считается, что образование и наука в средневековой Европе были сосредоточены исключительно в церковных учреждениях – в монастырях, а затем и в университетах. Русская Православная церковь также утверждает, что только через церковнославянский язык и греко-православных монастырских книжников смогла сохраниться древнерусская культура во времена “татаро-монгольского ига”. Между тем сопоставление реальной истории европейского образования и образовательных учреждений с историей основных церковных институтов дает еще один методологический ключ для определения правильной хронологии нашей цивилизации.
Основная посылка метода заключается в том, что зарождение учреждений народного образования и юриспруденции в XIII-XIV вв. и их становление в XV-XVI вв. было использовано жрецами-монотеистами для пропаганды своих убеждений среди язычников, присвоения общественной собственности, превращения учебных заведений в миссионерские центры и формирования на этой базе институтов церкви.
1. Средневековые университеты как институт церкви
Для начала рассмотрим перечень старейших университетов, основание которых традиционно датируется XI - началом XIV вв. В XI в. – это единственный и наиболее старый из известных университет в г. Болонья (Северная Италия). В XII в. (по другим данным, в начале XIII в.) возникает университет в Оксфорде (Англия). Затем в начале XIII в. якобы появляются университеты в Кембридже (1209 г., Англия), Париже (1215 г., Франция) и Саламанке (1218 г., королевство Леон, позже Испания). Время основания второго французского университета в Тулузе точно не определено, по ватиканским источникам – это XIII в. Далее, после большого перерыва, якобы появляются следующие университеты в Лиссабоне (в 1288 г., по данным Е. М. Вольф, приведенным в “Истории португальского языка” М., “Высшая школа”, 1988 г, по энциклопедическим данным - в 1290 г.), а также в Риме (1303 г.) и Флоренции (1321 г.).
Отметим, что география университетов в этот период в традиционной историографии исчерпывается Англией, Францией, Испанией, Португалией и Италией. История первого португальского университета весьма туманна. Он появляется практически сразу после “отвоевания Португалии у мавров”, затем, в 1308 г. переводится в г. Коимбра, затем снова в Лисcабон… При этом университет в Коимбре считается основанным в 1537 г., а университет в Лисcабоне “восстановлен” только аж в 1911 г.!
Характерно, что фантомный “лисcабонский” университет XIII-XVI вв. существует как раз до появления португальского языка как такового к середине XVI в., и именно в тот период, когда в Португалии основным языком был “галисийский”, т.е. кельтский, т.е. славянское наречие, которое сохранялось до конца XVI в. в Бразилии как язык первой волны переселенцев из Португалии и индейцев тупи-гуарани под названием “Greco” (коринфский диалект славянского языка, согласно Британской Энциклопедии 1771 г.).
Однако существование и остальных католических университетов якобы в XIII в. само по себе является фантомом, возникшим в XVI в. в традиционной историографии для обоснования борьбы протестантов с папством, дальнейшего раскола и формирования самостоятельной англиканской и, в определенной степени обособленной от Рима, галликанской церквей. В свою очередь, папство в XVII в. отнесло зарождение “старейшего” в Европе Болонского университета в XI в., чтобы обосновать церковный раскол к христианстве, якобы произошедший в 1054 г., из-за разночтений по вопросам “Символа Веры” и главенства Папы Римского над другими Патриархами. Показательно, что о Болонском университете, как и о других университетах рассмотренной группы, не упоминают ни Данте, ни Петрарка или Бокаччо, жившие по традиционной историографии в XIII-XIV вв. Об основании Оксфорда и Кембриджа в XIII в. становится известно также только в XVII в. - в связи с появившимися тогда же на свет именами и “трудами” Р. Бэкона и Дж. Уиклифа. То же самое относится к появлению в конце XVI в. “трудов” Ф. Бонавентуры, якобы творившего в XIII в. на кафедре Парижского университета и т. д.
Чтобы восстановить правильную хронологию событий, необходимо прояснить само понятие “университет”, появившееся, как мы видим, по крайней мере, даже по традиционной хронологии не ранее XI в., равно как и другие понятия, связанные как с образованием, так и с религиозными институтами. При этом последуем методу Э. Бенвениста “слово-понятие” (см. статью “Древнее и средневековое народонаселение Европы и его правители”).
Латинское слово universus традиционно переводится как “всеобщий”. От него и производятся, например, современные английские слова university “университет”, universe “вселенная” и universal “единообразный и всеприменимый” (универсальный). Universus – сложное слово, состоящее из двух частей. Uni- означает “едино-”, что касается versus, (которое само по себе переводится как “строка, стих, ряд, по направлению к”), то оно является производным от vere “верный, истинный”, vero “действительно” и родственно veritas “истина”. В конечном счете, это латинский эквивалент русского вера и греческого αίρεση “система взглядов, убеждения, ересь” (ср. также версия). Тем самым латинскоепонятие “университет” эквивалентно русскому понятию “единоверие”. (Это, к тому же, и однокоренные слова!)
Иными словами, средневековые университеты возникли в Западной Европе как собрания единоверцев, т.е. как религиозные собрания, на которых с кафедры (т.е., по-гречески дословно: с “места заседания”) произносились проповеди в пользу того или иного религиозного учения. Единообразное толкование религиозных понятий единоверцами становилось для них универсальным, всеобщим, т.е. по-гречески καθολικός, т.е. католическим. Тем самым появление понятия “университет” равносильно появлению понятия “католичество”. Это латинский эквивалент греческого монотеизма XI-XVI вв. Иными словами, по крайней мере до XI века ни того, ни другого не было, как вообще не было слова, передающего понятие “единоверие”, ибо вселюди были язычниками.
Согласно словарю Webster’а в Англии слова university и school “школа”, появились только в XIV в. Английская история также говорит о том, что первые (“грамматические”) школы в Англии (“grammar schools”) были светскими. При этом преподавали в них якобы на латыни и английском, хотя само название “грамматическая школа” – греческое. Голландское же правописание английского слова school, заимствованного из греческого, указывает на рубеж XVI-XVII в.
В Восточной и Центральной Европе до XIV в., как и на всей территории Византийской империи в XI-XIII вв., никаких университетов не отмечено, ибо в этих религиозных учреждениях (собраниях миссионеров-единоверцев) не было никакой нужды: вместо них были школы - училища, центры светского образования и воспитания (греческое σχολή означает училище и родственно русскому холить “воспитывать”, первоначально “чистить, вылизывать”). Для мест общественных диспутов и споров существовало также понятие академия, т.е., дословно “не судилище” (ср. кади “судья”, а также академическую и евангелическую заповедь – “не судите, и не судимы будете”). Очевидно принципиальное различие светских византийских понятий “школа”, “академия”, “лицей” (т.е. место просвещения, Lykeion, ср. луч) и религиозного латинского понятия “университет”.
С другой стороны понятие собор (соборность), которое ныне считается одним из принципиальных отличий православия от католичества, по-гречески передается словом συναγωγή, т.е. синагога. Дословно это означает “совместное обучение, образование, воспитание”. Это иудеохристианское понятие, характерное для византийского монотеизма, выросшего из язычества. Вспомните Евангелия: Христос в синагогах учил, притчами толкуя написанное до него. Очевидно, что никакого “православия” или “иудаизма” в современном смысле до XIV в. также не существовало. И наиболее полный английский словарь Webster’а утверждает, что в Англии до XIII века не было слов, обозначающих понятия “еврей” (Jew) или “древний еврей” (Hebrew), а слово “католик” (catholic) появилось только в XIV в., что полностью соответствует вышеизложенным соображениям.
Слово “коран” в английском словаре вообще появляется только в XVII в., хотя, согласно английской истории, до этого арабы в Англии были якобы известны уже в течение аж целого тысячелетия, поскольку англо-саксы пользовались арабскими монетами. Из традиционной истории известно, что старейшие арабские училища – медресе (“обучение, воспитание”, ср. также матерый, мудрый) существовали задолго до европейских университетов: например, одно из крупнейших медресе XII в. в г. Фес (Fez, Марокко). Знаменитая феска (фесская шапочка в виде усеченного конуса с кисточкой) – первоначально знак учености - послужила прообразом профессорской четырехуголки (т.е. крестообразной!), изобретенной в XVII в. Отметим, что медресе до XVI в. также были не духовными, а светскими училищами. Например, крупнейший философ якобы XII века, названный по латыни Аверроэс, а по-арабски Ибн-Рушд или Ибн-Рошд (т.е. сын Руси, традиционно 1126-1198 гг.), был пантеистом, и его идеи в дальнейшем развивались в XV-XVII в. в университетах Падуи и Болоньи. (Реально философское учение Ибн-Рушда, близкое к идеям Аристотеля, появилось, скорее всего, в конце XIV – середине XV в.) Да и популярное студенческое выражение alma mater (лат. “кормящая мать”) – не что иное, как искаженное арабское аль-мадраса (= медресе).
Первые поселения в Западной Европе после отступления ледника были основаны пришельцами из Восточной Европы. Сами названия городов, например, “Париж” (родственное русскому причт, английскому parish и греческому παροικία), и “Кельн” означают “поселение, колония”. Однако примерно до середины XIII в. колонизация Западной Европы пришельцами из Южной и Восточной Европы была очень медленной из-за отсутствия дорог и конного транспорта. Первые поселенцы сохраняли свои языческие обычаи: например, кельты - культ лесных божеств, друидов (т.е. духа деревьев), характерный и сегодня для части угро-финского населения Поволжья. Монотеизм пришел в континентальную Европу в XIV в. с новой волной конных переселенцев уже из Великой Орды, наследницы Византии. К языческим братствам или товариществам первых поселенцев добавились “землячества” новых. Они же и распространили в середине этого века монотеистические убеждения в глубь континента. При этом никаких христианских канонов еще не было.