Смекни!
smekni.com

Археологические исследования средневекового христианского храма на горе Сююрю-кая (стр. 2 из 2)

Не оставляет сомнения в датировке обнаруженной керамики и в целом культурного слоя, находка кладового характера 11 серебряных монет датируемых 957 годом Х. [5.табл.7]*. Все монеты обнаружены в одном месте около северной абсиды в завале черепицы сползшей кровли (Рис.1.1). Еще одна медная монета, предположительно относящаяся к XVIII в. была обнаружена в северной части раскопа, на краю склона в слое дерна **.

*Монеты и иные предметы из металла обнаружены с помощью металлоискателя «Shtctrum XLT» фирмы White‘s Electronics (VK) LTD.

** Монеты исследованы и датированы В.А.Сидоренко, кандидатом исторических наук.

Среди изделий из металла, на различных участках около стен храма, в слое черепицы, обнаружены железные гвозди (Рис.1.3; 5.27), фрагменты железного лезвия ножа (Рис.1.5; 5.26), подковы (Рис.5.29), бронзовой пластинки (Рис.1.4; 5.28) и небольшой слиток свинца со следами рубки. Архитектурные детали (Рис.1.6; 5.30) найденные при раскопках представлены семью тщательно обработанными блоками из ракушечника и известняка.

Первый этап археологических исследований христианского храма на восточном склоне горы Сююрю-Кая еще не позволяет в полном объеме дать исчерпывающую характеристику памятнику. Однако, опираясь на скромные материалы, полученные в процессе работ, мы можем констатировать, что трехнефный храм вероятно являлся центральным культовым сооружением средневекового поселка Карадаг.

Трактовка П.Кеппеном памятника, как «армянской церкви» пока не нашла подтверждения, т.к. в данном строении не прослеживается

особенностей армянской церковной архитектуры. Прямоугольная планировка, а главное, три абсиды, выступающие четкими полукружьями с внешней восточной стороны здания, говорят об обратном [8,с.51-52]. Подобный архитектурный стиль характерен для византийских традиций, широко распространен в средневековой Таврике распространен в средневековой Таврике и имеет массу аналогов в Херсонесе, Горном и Южнобережном Крыму [4,с.34; 9,с.229-252].

П.Кеппен указывает на близкую к равностороннему четырехугольнику планировку церкви, армянские надписи на камнях и в алтарной части [2,с.17,20]. Пока, при исследованиях 1998 г. ничего подобного не обнаружено. Не исключено, что плиты с надписями были использованы на стройматериалы в 1956 г. Мы можем лишь предположить, что на позднем этапе, сохранившийся и подвергшийся меньшим разрушениям южный неф, мог использоваться в качестве часовни местной армянской общиной. Единственным слабым основанием для подобной гипотезы можно считать следы позднего ремонта южной стены храма. Одновременно, нельзя исключать, что исследуемый нами храм является не тем памятником, на который указывал П.Кеппен.

Исследования культурного слоя периода разрушения памятника, позволяют сделать обоснованные выводы о времени прекращения его функционирования. Фрагменты керамических сосудов обнаруженных поверх плотного слоя черепицы, относятся к XV - XVI вв. [1; 6]. Еще точнее время разрушения датирует находка монет Крымского ханства, отчеканенных в 957 г. Х. (1551 г. Р.Х). Каких-либо следов пожара при раскопках не обнаружено. Поэтому напрашивается единственный вывод, что здание было заброшено не позднее конца XVI в. и разрушалось под воздействием природных сил.

Если учесть религиозность средневекового населения, то не совсем ясно, почему крупное, по средневековым меркам Таврики, культовое здание, расположенное в центре поселения, неожиданно оказалось заброшенным прихожанами. Причем, незадолго перед разрушением, южная и восточная стены заботливо укреплялись подпорными стенками. В 1793 г., по упоминанию П.С.Палласа на месте поселка были только руины [6,с.208]. Если допустить, что запустение храма и поселения связано с исходом христиан в 1778 г., то вызывает сомнение, что 15 лет оказалось достаточно для разрушения капитальных каменных строений. Более того, указанные монеты 1551 г. находились уже в слое упавшей черепицы, т.е. попали туда во время интенсивного разрушения памятника. Единственная монета, предположительно относящаяся к XVIII в., находилась значительно выше в слое дерна. Предполагая причины, по которым был заброшен жителями поселок и соответственно храм, мы предварительно можем выдвинуть две гипотезы. Это могло быть связано с вторжением ногайских орд в 1523 г., либо с вооруженным конфликтом крымского хана Мухаммеда-Гирея II Жирного с турецкими властями в 1584 г., т.к. основные события разыгрывались в окрестностях Кафы.

Литература:

Иванов А.В., Савеля О.Я, Филиппенко А.А. Комплекс поливной керамики Средневекового Кадыкоя // Историко-культурные связи Причерноморья и Средиземноморья X - XVIII вв. По материалам поливной керамики. - Симферополь, 1998. С.108-112.
Кеппен П. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических.
Крымский сборник. - СПб., 1837. - 411 с.
Карта Южного Крыма с указателем. (Приложение к Крымскому сборнику П.Кеппена). - СПб., 1836. Лист II, ч.8.
Мыц В.Л. Укрепления Таврики X-XV вв. - К.: Наукова думка, 1991. - 164 с.
Отчет Карадагского отряда Судакской археологической экспедиции КФ ИА НАН Украины. 1998 г. Архив Крымского филиала Института археологии НАН Украины.
Паршина Е.А. Средневековая керамика Южной Таврики // Феодальная Таврика. - К.: Наукова думка, 1974. С. 56 - 93.
Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 годах академика П.С.Палласа (перевод с немецкого) // ЗООИД. - Одесса, 1881. Т. XII. С.62-208.
Шуази О. История архитектуры. В 2 томах. - М.: изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. Т.2. - 694 с.
Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII - XIV вв.) // МИА N 17. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. - 255 с.