Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе возсиял для русского народа тысячу лет назад.
Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.
Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертию, храм православный представляет перед нами как дом молитвы... Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну, которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.
"Храм - это селение славы Божией, храм - это небо на земле..." В нем собор верующих окружен собором святых, образы образы, которых мы видим в росписях и на иконах. В этом единстве видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила.
Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и угодников Божиих, в земле Росийской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией благодатью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные черты нашего народа...
Но перенесемся мыслью на века назад и увидим, как наши праотцы принимали во сердце Христа. Вот как повествуют об этом древнерусские летописи: " Киевский князь Владимир возгорелся духом, чтобы быть христианином. И вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христе крестившись...
став сыном нетления..." Это совершилось в 988 году в Корсуни, первом городе нашей земли, принявшем крещение еще в апостольские времена.
" И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь.., малых держа на руках. Священники же стояли, творя молитвы... Владимир же рад был, когда познал Бога сам и люди его, и воззрев на небо изрек: "Боже, сотворивший небо и землю ! Прими этих новых людей ..." Днепр стал крестильную купелью для нашего народа. Так сбылось пророческое предсказание апостола Андрея Первозванного, еще на заре христианства провидевшего будущее Киевской земли: " Видите ли горы эти ? " На этих горах возсияет благодать Божия и встанет великий город, и церкви многие воздвигнет Бог ".
В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные-римские и эллинские-начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии христианством. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли , первые элементы образованности , литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира. Тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве был сооружен в первой половине XI века в период расцвета Киевской Руси при великом князе Ярославе Мудром.
О Софии Киевской первый русский митрополит Илларион писал: " ...(Ярослав) создал Дом Божий великий и святый. Церковь сия заслужила удивление и славу всех окружающих народов ". Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу со своим знаменитым "Словом о законе и благодати ", здесь принимали послов, у храма собирались киевские народные веча, здесь писалась древнерусская летопись и была собрана первая в Древней Руси библиотека, здесь до сегоднешнего дня сохранились гробницы святой равноопостольской княгини Ольги и самого храмоздателя - Ярослава Мудрого.
В Киевской Руси, где поднялись к небу храмы и утвердилась православная вера, появились и первые ее подвижники - преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Вселившись в пещеру на холме Киевском и засветив Господу свечу в подземном храме, они положили начало иноческому подвигу, а основанная ими и прославленная в последующие века Киево-Печерская Лавра стала главной святыней Православия в Киевской Руси.
Преподобный Нестор, постриженник Феодосиев, вошедший в историю, как первый русский летописец, оставил нам свое свидетельство о Киево-Печерском монастыре: "иные построены златом и серебром, а монастырь Феодосиев - его слезами и молитвою ". Сюда приходили избранные , оставившие земное ради небесного. Среди них преподобный Илья (Илья Муромец) - святовитязь, прославленный в русских былинах богатырь, при конце жизни принявший иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре, и премудрый в своем деле художник - иконописец Алипий , Нестор - летописец и двенадцать цареградских каменоздателей , построивших Успенский собор, и множество святых и праведников , нетленные мощи которых покоятся здесь и по сей день.
С благословения двух великих стрцев печерских - Антония и Феодосия, их начинанием и радением выросло великое древо киевского монашества, прцветшее богоугодными делами и чудесами его великих святых. " И по всей земле нашей монастыри на горах и черноризцы явишася".
И во все последующие времена православные монастыри были училищами Христианской веры , средоточием духовной жизни, праведности и благочестия.
В монастырской жизни каждый несет послушание на том месте и в том деле , к которому он более всего призван.
В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием " меры и красоты ".
Первые века становления христианства на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в камне, в слове.
В отличие от западного образования, получившего еще до христианства целую систему культурных и филосовских начал от времен языческог Рима, наша отечественная образованность, кроме самобытных народных взглядов, имела единственным источеиком Священное Писание , окруженными многими богодухновенными трудами Отцов Вселенной Православной Церкви. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.
Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и стали основой христианског мировозрения , просвещения умственного и нравственного воспитания народа. С той древней поры и на столетия сохранилась в русском народе доверчивое и благоговейное отношение к книгам.
Со скорбью повествуют древние летописи о мученической кончине двух братьев , младших сыновей киевског князя Владимира, князей Бориса и Глеба. Первые русские святые были названны страстотерпцами . Они первыми на Руси повторили подвиг Христа Спасителя, добровольно и с кротость приняли на себя мученеческий венец. А как известно из истории, первые святые как бы указывают, преобразуют путь своего народа .
Так, в X веке был предсказан век XX, когда Русская Православная Церковь, миллионы варных ее чад добровольно и с кротостью совершили свой крестный путь на Голгофу. И первые спасали последних, ибо не бывает напрасной перед Богом кровь христианских мученников.
Подвиги святых и подвижников всегда противостояли окружающему злу. С первых веков христианства на Руси они указывали собой тот путь христианского смирения , терпения и любви, который был необходим в начавшихся в XII веке раздорах и княжеских междуусобицах.
По преданнию, пораженная стрелами в битве новгородцев с суздальцами, икона Знамения Божей Матери истекла кровью. Но никто не внимал призыву благоразумия : "Зачем ссоримся между собой , зачем губим русскую землю ?!".
Сын Юрия Догорукого князь Андрей Боголюбский свой стольный град Владимир как первопристольную столицу для всей Руси. Построенный трудами боголюбивого князя, храм Успения Пресвятой Богородицы остался непревзойденным шедеврм церковного зодчества. Велики были замыслы Князя, но коротка осталась его жизнь. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был злодейски убит недругами. Мощи его, окруженные глуьоким почитанием верующих, покоятся в Успенском Владимирском соборе.
Татаро-монголиское нашествие огненным смерчем пронеслось над христианской Русью. Русские княжества, молодые русские города, разбросанные на огромных пространствах, стали жертвой и добычей жестоких завоевателей. Героическое сопротивление всего русского народа не спасло его от порабощения, но именно Русь в его Батыевом нашествии 1237 году приняла на себя всю сокрушительную мощь татаро-монгольского нашествия и стала заслоном на пути дальнейшего пути Орды в Европу. Русь была разгромленна, но не погибла. Что же помогло народу выжить ? Терпение, вера и горячая молитва Спасителю, Богоматери и Святым. И осознание своей вины перед Богом. И всенародное покаяние принесло свои плоды. В Москве - малом городе Руси, который получил в наследство младший сын святого благогверного князя Александра Невского (в свое время сохранившего и укрепившего северо-западную Русь) князь Даниил в раскаянии и добромыслии зародилось великое дело собирание разрозненных русских земель.
Никто не знает, как являются в мир промыслительные идеи, как находят достойных лудей способных нести их нелегкое бремя среди искушений и раздоров.
Промыслительной была идея святого митрополита Петра перенести первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву. В начале XIV века этим глава Русской Церкви сделал малую тогда Москву церковной столицей, провидя ее великое будущее.
До совершеннолетия князя Дмитрия его крестный отец и воспитатель митрополит Московский Алексий долгие годы нес бремя правления церковными и госсударственными делами, неустанно умножая силы Московского княжества. Москва становится общерусским центром при князе Дмитрии Донском. Он воплощал в себе лучшие черты Московских государей: глубокую религиозность, яный и сметливый ум, талант полководца, высокую христианскую нравственность и третьей провиденциальной личностью стал преподобный Сергий Радонежский. Преподобного Сергия история назвала Игуменом земли русской.