Евангельские идеи кротости, покорности и обязательного повиновения властям изменили первоначальную социальную направленность христианского учения. Поэтому изменялось и отношение правящих классов Рима к христианству.
Освящение религией рабовладельческого строя обеспечили ей поддержку со стороны государства. Заметим, что христианство получило правовое признание и стало господствующей в Римской империи только тогда, когда оно отказалось от своих первоначальных революционных тенденций, от критики установленных в империи порядков, провозгласило неприкосновенность частной собственности, стало проповедовать непротивление злу насилием и необходимость безоговорочного повиновения граждан государственной власти, а рабов- своим господам: “вы же, рабы, повинуйтесь своим господам, как образу бога, по совести и со страхом”*; когда оно превратилось в более совершенное оружие идеологического воздействия на массы, защиты интересов господствующего класса, чем прежняя государственная религия. Христианская церковь именем бога требовала от своих последователей быть покорными всякому человеческому начальству, повиноваться ему “не только из страха наказания, но и по совести, ибо начальник есть божий слуга (Рим. 13: 5,4). Слугам предписывалось “со всяким страхом повиноваться господам “не только добрым, но и суровым. Ибо то угодно (богу), если кто, помышляя о боге, переносит скорбь, страдая несправедливо”(1 Пет. 2:18-19).
Освящение религией рабовладельческого строя, власти монарха и обожествление персоны царя ставят религию в тесную связь с государством, она превращается в официально провозглашенную и поддерживаемую государством религию.
Миланский эдикт Константина и Лациния 313 г. посуществу провозглашал свободу вероисповедания. В результате христианство сделало качественно новый шаг в своем развитии: от состояния сектантской замкнутости- к статусу государственной религии; так складывались благоприятные условия для его социально- экономического и политического утверждения.
Для закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определенной догматической системе, отступление от которой рассматривалась бы как ересь. Эта система формировалась постепенно на протяжении нескольких веков. Основу ее составил так называемый символ веры- совокупность догматов, утвержденных церковными соборами в IV в.
По мере укрепления положения христианства терпимое отношение к другим культам сменяется нетерпимостью, опирающейся на представления о собственной профетической исключительности. Последнее нашло отображение в раннехристианской патристике, в частности в социальной доктрине Августина, изложенной в его произведении “О граде Божьем”. Раннехристианское учение о небесном граде и граде земном Августин представлял как историю борьбы двух
градов “божьего” и “человеческого”, заложив тем самым основу теологического
* “Дидахе”// А. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства, стр. 197.
детерминизма.
-11-
Совершенствование христианской идеологии осуществлялось одновременно с совершенствованием церковной структуры. С утверждением политического и правового статуса христианской церкви происходил процесс распространения ее влияния на политическую структуру империи. В период с конца II и до V в. христианская церковь постепенно переходила с позиций сосуществования со светской властью на положение верховной власти в стране.
Союз между рабовладельческим государством и христианской церковью был официально закреплен 1 Никейским собором в 325 г. Христианство стало гос. религией. “Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона”.*
Особое положение христианской церкви обосновывалось представлением об изначальной принадлежности ей божественного права. По мнению идеологов христианской церкви, человек может познать божественный закон только через божественное откровение, доступное лишь через церковь. Церковь же ,являясь, таким образом, хранительницей божественного права, стала включать в сферу своего влияния не только нормы нравственности, но и государственную власть, данную-де-правителям от бога.
Противопоставление естественного и сверхъестественного преодолевается в религиозном мировоззрении и в идеологических построениях христианских идеологов в условиях раннего средневековья через признание сверхъестественного и в области взаимоотношений церкви и государства, и в области общечеловеческих ценностей, и в сфере духовной культуры.
Усиление влияния христианской церкви, теократических тенденций, а также благоприятные для церкви конкретно- исторические условия позволили ей организовать фронтальное наступление на конкурирующие религиозные концепции, включая и ставшие неугодными уравнительные идеи раннего христианства.
Список используемой литературы.
1. Евангелие
2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.
3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.
4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.
5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.
6. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.
7. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.
8. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.
9. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960
10. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 1988.
11. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.
12. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра×М-Кодекс., 1995.
13. Плиний Младший. Письма М. 1989.
14. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.