Смекни!
smekni.com

Буддизм Тибета (стр. 4 из 7)

Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, ос­танавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?

Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махая­не. Поскольку их освобождение - это еще не конечное достиже­ние, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.

Тантраяна ("колесница тантры")

Колесница мантр (В тибетской традиции термин "колесница мант­ры" (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в заголовке термин "тантраяна": это синонимы. - Примеч. отв. ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (крия), выполнения (чарья), йоги, высшей йоги (ануттара-йога). Класс тантр высшей йоги превосходит низшие тантры. Были изло­жены десятки миллионов тантр высшей йоги, но мы лишь вкратце остановимся на этом вопросе.

Ранее объяснялось, что различные страдания, которым мы под­вержены, вызываются омрачёнными действиями и сквернами; по су­ществу, страдания проистекают от неспособности человека дис­циплинировать свой ум. В высшей йоге методы дисциплинирования ума состоят в том, чтобы медитировать на благотворном объекте, не допуская зарождения дурных мыслей и сосредоточиваясь на важных точках своего тела. Благодаря этим методам путь высшей йоги короче, чем другие пути, - поскольку сознание находится в зависимости от тела. Медитирующий сосредоточивается на различ­ных каналах, по которым текут в основном кровь, в основном се­мя или только потоки энергии (ветры). Затем, поскольку потоки энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йогин по­ворачивает эти потоки в обратном направлении, и таким образом ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не воз­буждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы, которые применяются в высшей йоге.

Поскольку такой опыт достигается только внутренней практи­кой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством внешних приёмов, сознание должно обладать значительной силой сосредоточения на объекте. С целью приобретения такой способ­ности, а также по некоторым другим причинам, тексты учат меди­тации на теле божества и т. п. Многочисленные изображения бо­жеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отобража­ющие методы очищения загрязненных психофизических совокупнос­тей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают раз­личиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучае­мых.

Короче, хотя и известны примеры, когда на этих путях удава­лось обрести плод силой веры, все-таки пути эти обретаются прежде всего силой размышления. И если практиковать их пра­вильно и постепенно, можно найти множество оснований, облегча­ющих обретение убежденности и прочной веры.

Две истины

Среди путей упомянутых выше, пути Высших - это истинные пути, остальные являются как бы подходами к ним. Все пути заключены в пределах метода и мудрости. Метод и мудрость, в свою очередь зависят от двух истин. В "Основополагающем тексте, называемом "Мудрость" (Праджня-нама-мула-мадхьямакакарика)" XXIV.8) На­гарджуны говорится:

Учения, изложенные Будцами,

Основаны всецело на двух истинах:

На истине условной (мирской)

И абсолютной истине (высшей).

Достижение Тела Истины (дхармакая) и Тела Формы (рупакая) на "стадии результата" т. е. достижение состояния Будды, зависит от практики метода и мудрости на протяжении пути. Метод и муд­рость, в свою очередь, зависят от двух истин, которые предс­тавляют собой способ существования основы, или базиса [практи­ки]. Поэтом понимание двух истин очень важно, а это весьма трудная тема. Множество расхождений в догматике межд буддийс­кими школами вызвано различием в трактовке двух истин.

Здесь следует сказать несколько слов о двух истинах в соот­ветствии с системой Прасангика-Мадхьямика. Все явления, кото­рые мы воспринимаем, имеют два способа существования. Один - это номинальное, или условное, существование явлений а другой

- это высший способ их существования, пустотность, то есть от­сутствие их самосущего бытия. Приведём пример из другой облас­ти: так, ручка, скажем, имеет грубую форму существования, ко­торая видна невооружённым глазом, а также невидимую форму су­ществования - в виде скопления атомов.

Что же означает каждая из этих двух: "абсолютная истина" и "условная истина"?

Если говорить кратко, то, в грубом приближении, абсолютная истина - это постижение высшей природы объекта познания безо­шибочно познающим субъектом, а относительная, или условная, истина - это постижение таким субъектом проявлений относитель­ной природы объекта. Так пустота и истинные пресечения суть абсолютные истины, всё же остальное - истины условные.

Все явления тем или иным образом зависимы: они либо возни­кают, изменяются и прекращаются в зависимости от причин, либо находятся в зависимости от потока, либо зависят от своих сос­тавных частей и т. д. На к какому бы типу зависимых явлений они ни относились, они существуют только в зависимости от дру­гих явлений. Ни одно из явлений не может существовать само по себе. Поэтому все они пусты, т. е. лишены самосущего бытия. Тем не менее все деятели, действия и объекты условно истинны. Кратко говоря, поскольку явления лишены самосущего бытия, они изменяются, становясь то тем, то другим, а поскольку явления существуют условно, то имеется хорошее и плохое, полезное и вредное.

Общие основы практики буддизма

Выражение "практиковать религиозное учение" не обозначает чис­то внешние изменения - жизнь в монастыре или начитывание [свя­щенных текстов], но это не означает, что они не могут входить в религиозную практику. В любом случае религиозной практикой следует заниматься применительно к своему сознанию. Если зна­ешь, как ввести учение в собственный поток, то все физические и словесные действия чожно согласовать с практикой. Без этого, сколько бы человек ни медитировьч, или начитывал писания, ъчи проводил жизнь в храме, - всё это не поможет: ибо для практики важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Прибежище в Трёх Драгоценностях (Будде, Его Учении и Духовном Сообщест­ве), учитывать связь между действиями и их следствиями, выра­ботать в себе стремление помогать другим.

Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. Обход стулы - хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше".

Человек подумал: "Ну, значит надо читать свяшенные книги". Так он и поступил, но однажды Дром увидел его за чтением и сказал: "Чтение священной книги - хорошее дело, но практика - еще лучше".

Человек подумал: "Похоже, и этого недостаточно. Теперь, ес­ли я займусь медитацией, это уж точно будет практика".

Застав его за медитацией, Дром сказал: "Медитация - хорошее дело, но практика - еще лучше". Человек изумился и спросил: "Как же надо практиковать?" И Дром ответил: "Не привязывайся к этой жизни; заставь свое сознание стать практикой".

Дром сказал так потому, что практика естъ процесс осознава­ния.

Конкретные основы практики буддизма

В отречении от этой жизни и занятии практикой заключекы огром­ные преимущества. В Тибете множество людей отринули этот мир и достигли несказанного душевыого и телесного счастья. Все удо­вольствия, которые можно получить наслаждаясь этой жизнью и которые требуют стольких непрерывных и разнообразных усилий, несравнимы и с крупицей этого счастья. Однако большинству лю­дей трудно приступить к такой практике.

Какой же может быть практика большинства людей? Аморальный образ жизни, требующий обмана, лжи и тому подобного, противо­положен религиозной практике и несовместим с ней. Однако можно жить в гармонии с религиозной практикой, занимаясь достойными мирскими делами - такими, как исполнение служебных обязаннос­тей в правительстве, содействие экономической деятельности или совершение любых шагов, направленных на то, чтобы обеспечить благосостояние других людей и принести им радость. Все это следует делать, постоянно удерживая мысли на религиозной прак­тике. Ибо сказано:

Если ты практикуешь, - освобожденье с тобою пребудет, пусть и в миру ты живешь,

Как это было с царями, министрами в Индии или Тибете - или с такими, как Марпа.

Если не практикуешь - причины для скверных рождений будут с тобой, поселись хоть в пещере,

Точно сурок, впавший в спячку в норе лод землёй.

Тройственное Прибежище

Какими же методами можно добиться того, чтобы сознание стало практикой?

Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о дейс­твиях и их следствиях. Прибежище - это Три Драгоценности: Буд­да, Его Учение и Духовное Сообщество.

Когда живое существо очищает своё сознание от омрачений и их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств, являющихся препятствиями. И тогда оно одновременно и непос­редственно познает все явления. Такое существо называют "Буд­да", он - учитель Прибежища и подобен врачу.

Драгоценность Учения - это высшие (арья) пути (главные пра­вильные пути, которые устраняют омрачения и их скрытые потен­ции) и их отсутствия, т. е. состояния после устранения того, что должно быть устранено. Учение и есть подлинное Прибежище, и оно подобно лекарству.

Драгоценность Сообщества - это все те миряне или монахи, которые выработали высший путь в потоке своего сознания. Они - друзья, помогающие обрести Прибежище, и подобны сиделкам.

Тройственное Прибежище, которое достигнуто и уже существует в потоках других сознаний, - это причинное Прибежище, когда полагаются на защитника, как слабый на более сильного. Тройс­твенное Прибежище, которое будет достигнуто в будущем, - это результативное Прибежише. Тому, кто полагается на Три Драго­ценности, зная, что должен достичь их, следует самому породить Тройственное Прибежище в потоке своего сознания.