"Что же является благородной истиной о прекращении страдания?Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них ,освобождение и отделение от них."
В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или санкритское "нирвана" означает "затухание","угасание","успокоение".Другими словами,это конечная цель религиозного спасения,то состояние "полного небытия",при котором "перерождения-страдания" кончаются.
Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия.
Некоторые исследователи с этим не согласны:"Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения;угасли заблуждения и обольщения и их ощушения и желания;потух мерцающий свет низменного я,преходящей индивидуальности."
"Четвертая благородная истина"- практический путь,который ведет к подавлению желаний.Этот путь именуется обычно "срединным путем" или "благородным восьмеричным путем" спасения.
Это:
1.Правильные взгляды ,т.е. основанные на "благородных истинах".
2.Правильная решимость,т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3.Правильная речь,т.е. доброжелательная,искренняя,правдивая.
4.Правильное поведение ,т.е. непричинение зла.
5.Правильный образ жизни,т.е. мирный,честный,чистый.
6.Правильное усилие,т.е. самовоспитание и самообладание.
7.Правильное внимание,т.е. активная бдительность сознания.
8.Правильное сосредоточение,т.е.верные методы созерцания и медитации.
III.МОРАЛЬ
В отличие от монахов,мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:
1.Воздерживайся от убийства.
2.Воздерживайся от воровства.
3.Воздерживайся от блуда.
4.Воздерживайся от лжи.
5.Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде,его учению и ордену.
IY.ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ
" Его имя было Сиддхарта,а фамильное прозвище Гаутама.Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев,на границе Непала.
Отец Сиддхарты Шуддходана был раджей полузависимого княжества.Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения.Раджа ,безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына.Его рано стал тревожить характер ребенка.Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам;отдыхая в тени деревьев,он погружался в глубокие созерцания,переживая
моменты необыкновенных просветлений.
Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.Но возможно ли спрятать жизнь от юноши,который с ранних лет задумывается над ее тайнами,можно ли скрыть от него ту печальную истину,что все вокруг полно страдания?
Легенда рассказывает,что однажды царевич,гуляя со своим возницей Чанной,неожиданно увидел дряхлого старика и ,пораженный его видом,стал расспрашивать слугу о старости.Он был потрясен,узнав,что это общий удел всех людей.
Его охватило отвращение ко всему,ничто не могло возвратить безмятежности детства.Мир,жизнь оказались неприемлимыми.Это было восстание против самих основ мироздания ,мятеж надысторического значения.
"И вот,- рассказывал Будда,- покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником,взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира".
В то время ему шел тридцатый год.
Изучив филосовские системы и поняв,что они не могут разрешить мучившие его проблемы,Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам.
Затем,покинув своих наставников-йогов,Гаутама уединился в джунглях для того,чтобы самому бесстрашно ртнуться по пути самоистязания.И вот в один прекрасный день ,когда после многочасовой неподвижности он пытался поднятся,ноги,к ужасу наблюдавших эту сцену друзей,отказались его держать,и Гаутама замертво свалился на землю.Все решили,что это конец,но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.
Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания.
Счастливый случай помог ему.Дочь одного пастуха,сжалившись над аскетом,принесла ему рисовой похлебки.Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод.
Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки,а когда солнце склонилось к западу,устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.
И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук,искания и самоотречения,весь его внутренний опыт,чрезвычайно изощривший и утончивший душу,- все это как бы собралось воедино и дало плод.Явилось долгожданное "просветление".Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми,между человечеством и незримым миром.Вся Вселенная как бы предстала перед его взором.И всюду он видел быстротечность,текучесть,нигде не было покоя,все уносилось в неведомую даль,все в мире было сцеплено,одно происходило от другого.Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа.Вот он - "строитель дома"!Это Тришна - жажда жизни,жажда бытия.Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь ивновь ведет к бытию ушедшее от него.Теперь он знает с кем надо бороться,чтобы обрести избавление от этого страшного мира,полного плача,боли,скорби.Отныне он стал Буддой- Просветленным..."
Литература:
1. Кочетов А.Н. Буддизм. М.,Политиздат,1968.
2. Крывелев И.А. История религий. Т.2 М.,"Мысль",1988.
3. Александр Мень. История религии. М.,1994.