Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 2 из 4)

Христианство уже давно пе­рестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накап­ливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослу­жении и богопонимании. С разде­лением Римской империи на два самостоятельных государства обра­зовались и два центра христианст­ва — в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершен­но особой роли папы как Римского первосвященника — главы Вселен­ской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Цер­ковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) — пра­вославие и католичество. В XVI в. Като­лическая Церковь испытала раскол:

возникла новая конфессия — протес­тантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелей­ший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Сегодня христианство представ­ляют три конфессии, каждая из кото­рых делится на множество деномина­ции, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безус­ловный авторитет для каждого её чле­на) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание — Библию.

Подсчитать точное число хрис­тиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следую­щие цифры.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (администра­тивно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независи­мых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн человек.

Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн верующих.

Протестантские церкви, входя­щие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.

П Р А В О С Л А В И Е

Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV — VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и фило­софских) , доктрин, формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры («Символ веры») прин­ципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих право­славную веру, общую для всех них.

Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее время христианских конфессий (исповеданий)?

Отметим лишь наиболее существенные специфические положения православного учения.

Православные церкви в современном мире

В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви. Римской, возглавляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские тра­диции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас, национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви, возглав­ляемые патриархами. Константинопольский патриарх, называемый также вселенским, т.е. всемирным, не только является главой право­славных в Турции, но ему подчиняются отдельные епархии и верующие в Греции и некоторых других странах Европы, в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии. Также имеют свои епархии и паству в различных странах и другие автокефальные церкви. Александрийская церковь объединяет православных Африки. Антио­хийская и Иерусалимская церкви имеют большое число приверженцев на Ближнем Востоке, среди арабов, греков, людей других националь­ностей.

Наиболее многочисленной среди православных церквей является Русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Белорусскую пра­вославные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии (Автономная Японская церковь) и др.

Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Серб­ская церкви, возглавляемые патриархами, Грузинская церковь с католикосом-патриархом во главе, Греческая (Элладская), Кипрская, Польская, Чехо-Словацкая и другие православные церкви, возглавля­емые митрополитами и архиепископами. Существует также и создан­ная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная Русская зарубеж­ная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.

С конца XVI в. на Западной Украине, в Польше и некоторых других странах существует греко-католическая или униатская церковь, кото­рая при сохранении православной обрядности и славянского бого­служения признает своим главой папу Римского и разделяет католиче­ские догматы веры. Особое место среди христанских церквей, занимает Армянская церковь, придерживающаяся так называемого монофи-зитства (греч. «монэ фисис» — единое естество), руководители которой не приняли канона Халкидонского собора 451 г. о двойной, божест­венной и человеческой природе Христа. Армянская церковь возглавля­ется католикосом-патриархом в Эчмиадзине (Армения). Кроме того, существуют армянские патриархата в Иерусалиме, Стамбуле и в Ливане.

Значение христианизации Руси

Распространение христианства на Руси вначале только в городах и пригородных усадьбах, затем с XII — XIII вв. и в деревнях способство­вало обогащению местной славянской культуры достижениями древней общеевропейской средиземноморской культуры. На Руси стали читать, причем часто в готовых славянских переводах, сделанных просветите­лями Кириллом и Мефодием и их учениками, многие античные и византийские сочинения, осваивая достижения мировой цивилизации в области литературы, хронографии (летописания), природоведения, календаря и прежде всего в христианском вероучении и библейской истории. Славянская письменность, применявшаяся прежде ограни­ченно, с принятием христианства получила широкое распространение, так как новая. религия, перенесенная из Средиземноморья, была религией письменной культуры в отличие от язычества, носителя культуры устной. Вместе с христианством на Руси стали строить большое число деревянных и каменных церквей, получила распространение храмовая архитектура, было заложено производство эмалевых изделий, стекла, мозаик, появилось иконописание и настен­ная живопись (фрески), изготовление книг, написанных на перга­менте.

Вместе с тем христианство, принесшее на Русь новые церковные песнопения, боролось с традиционным народным искусством, свя­занным с язычеством. Преследовались и уничтожались народные музыкальные инструменты — гусли, гудки (скрипки), жалейки и другие духовые инструменты. Из городского быта стремились вытес­нить народные пляски, считавшиеся «бесовским скаканием». Практи­чески была предана забвению древнерусская мифология — легенды о славянских богах и создании мира, которая в отличие от греческой и римской мифологии не была записана в свое время.

При всем том христианство не смогло вытеснить связанные с природой, сельскохозяйственным календарем, местными условиями языческие обряды и представления полностью, особенно в деревне. В народном восприятии православия до новейшего времени сохранились отдельные элементы поклонения силам природы, остались древние праздники: весны — масленица, лета — Троица, Иван Купала и зимы — Святки и др. Такое сохранение в христианской вере обрядно­сти языческих черт называется двоеверием.

КАТОЛИЦИЗМ

В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число по­следователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. — универ­сальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VI в. этот термин закрепился за главой христианской общины «вечного города», Рима, столицы огромной империи. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостолами Петром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи) первенство среди всех христианских церквей.

Термин «латинский» подчеркивает, что использование латыни в качестве официального языка Западной Римской империи определило связанность истории этой христианской традиции с историей народов и государств Западной Европы. Латинская традиция западного христи­анства прослеживается примерно с IV в.; латинизация европейских народов шла одновременно с их христианизацией. Римско-католическое направление развивалось не столько на основе особой теологии, сколько на религиозно-политических и правовых прецендентах.