Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 3 из 4)

Христианизированные народы империи стали римскими гражда­нами и признали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Скандинавия-Карпаты-Дунай превращалась в целостное хри­стианское сообщество, связанное общим для всех латинским языком и признанием верховенства папского престола. Эта западноевропейская общность в средние века осознавала себя как «Христианское царство».

Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорской власти на западе. В ранее едином христианстве с IV—V вв., как мы уже говорили, начали обособляться два направления: западное (латинское) и восточное (греко-православное). Формальное разделение произошло в 1054 г., когда римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий, отказавшийся признать притязания Рима на верховенство над греческой церковью, наложили друг на друга анафему.

С V — VI вв. началось усиление роли римских первосвященников:возрастало их экономическое и политическое могущество. Сначала в Италии, а затем и далеко за ее пределами расширяется юрисдикция папской Церковной области. Пытаясь утвердить свое верховенство не только над церковными иерархиями, но и над светскими феодальными правителями, папство кропотливо создавало свою латинскую Римско-католическую духовно-светскую империю. Тактика союза с победите­лем и обращения в свою веру завоевателей приносила папству успех в период средневековья: евангелизация норманнов, «деяния Бога через франков», союз с германскими императорами, крестовые походы, Реконкиста и конкиста. В средневековой Западной Европе Римско-католическая церковь превращалась в опору всей феодальной системы. Умело пользуясь угрозой отлучения и закрепляя юридическими нор­мами латинского канонического права и папскими буллами свои духовные и светские привилегии, папство пыталось объединить раздробленную, погрязшую в междоусобных войнах Европу в единую теократическую монархию под властью папы.

Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной феодальной власти. Создавались и активно действовали многочисленные военно-религиозные и нищенствующие католические ордена. Эта жизненная артериальная система папства превращалась в уникальную абсолютную монархию. Благодаря гиб­кому приспособлению к региональному множеству конфликтующих между собой сеньоров она сумела создать строго иерархизированную и одновременно унифицированную наднациональную структуру.

Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народов Западной Европы сыграла латынь, официальный язык права, религии и образования. Еще долго после того, как латинский язык утратил функцию разговорного, его значение и роль в церкви, суде и университете сохранялись. Народы Западной Европы пришли к общей вере и к общему культурному наследию одновременно; позднее они - передавали и то и другое также одновременно и другим народам,жившим за пределами Европы. Это способствовало формированию чувства общности, сознания принадлежности к единому универсаль­ному сообществу и наднациональной христианской церкви. В то же время религия со «специальным» языком способствовала концентрации власти и могущества в руках особого религиозного сословия — католического духовенства, которое поставило себя в привилегиро­ванное положение по отношению ко всем остальным верующим.

Средневековая идея о том, что европейское «Христианское царство»;со столицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего «знаемого мира», получила реальное воплощение в;XV — XVI вв. вместе с освоением Атлантики и началом колониальной экспансии Европы. Это позволило Римско-католической церкви ком­пенсировать в Новом Свете потери, которые ей нанесла Реформация на еворпейском континенте.

Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победе реформаторов и созданию в XVI в. северной, или проте­стантской, традиции западного христианства. С этого времени церкви латинской традиции сосредоточились на юге Западной Европы. Кре­стовые походы под парусами доминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредить церкви латинской тради­ции не только в Центральной и Южной (Латинской) Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных регионах Азии.

Миссионерская деятельность и колониальная экспансия XIX — XX вв. способствовали еще более широкому географическому рас­пространению Римско-католической церкви. Иммиграция из Ир­ландии, Италии и других европейских стран с латинской традицией христианства привела к формированию латино-христианских ан­клавов в Северной Америке, Австралии и других регионах с доми­нирующим протестантским влиянием.

Борьба за утверждение капиталистических отношений, начавшаяся именно в русле реформационного движения, сопровождалась делением Европы на католические и протестантские государства. Победа буржу­азии в протестантских государствах привела к соглашению (Вестфаль­ский мирный договор 1648 г.) о признании принципа «Чье правление, того и религия». Однако этот принцип не мог быть долговременным, и впоследствии европейские страны развивались уже с гетеротипными в религиозном отношении обществами.

В первой половине XX в. сначала в Италии, а затем в других странах активно развивались социально-политические формы дея­тельности католиков-мирян. Роль простых верующих в жизни Римско-католической церкви стабильно возрастала. Наряду с конфессиональными (с лат. — вероисповедными) политическими пар­тиями были созданы многочисленные профсоюзные, рабочие, крес­тьянские, профессиональные, молодежные, студенческие, женские и другие организации верующих католиков.

Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах. Латинская традиция западного христианства вошла в период качественных перемен. Прежде всего это касалось все возраставшей степени отказа от латинского язы­ка — литургия стала вестись на национальных языках, Библия была переведена и начала изучаться также на местных языках, в жизнь множества национальных церквей были введены элементы местных культур и обычаев. Возникло сильное напряжение между латинским центром и начавшей количественно доминировать многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрины и множественностью национальных форм ее выражения. Встал вопрос о, том, как и до какой степени латинская традиция может приспособиться к этой множественности, не разрушая своих основообразующих струк­тур. Сказывался и многовековой груз традиционного консерватизма и кумулятивный (т.е. готовившийся шаг за шагом в течение многих лет и даже десятилетий) способ выработки и принятия официальных доку­ментов исключительно в центре.

Римско-католическая церковь остается уникальной для совре­менного мира иерархической структурой, в которой сложно и при­чудливо переплелись религиозные, экономические, полити­ческие и социальные элементы. Ни одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и практической политики.

УРимско-католической церкви накоплен огромный опыт пропа­гандистской работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные типографии и издательства, радиостанции и теле­компании, издаются международные и приходские газеты и журналы, общая и специальная религиозная литература. Много пишут о финан­совой империи Ватикана.

К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е. национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. — союз с Ватиканом. Униатские церкви принимают вероучение и руководство Римско-католической церкви, но сохраняют нацио­нальные особенности в богослужении и обрядовой практике. Униатские церкви придерживаются различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского и коптского. В Советском Союзе действуют церкви греческого (восточного) обряда, расположен­ные преимущественно на Западной Украине.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм — одно из трех основных направлений хри­стианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г.Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, вы­ступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

Хронологически захлестнувшее Западную Европу реформационное движение совпадало с кризисом феодального строя и ранними буржуаз­ными революциями. Антифеодальные выступления широких народных масс и движения нарождающейся буржуазии приобретали религиоз­ную окрашенность. Практически невозможно отделить в них религиоз­ные требования от требований социально-экономических и политиче­ских: все было тесно переплетено. В плане религиозном Реформация привела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви, от латинской традиции западного христианства откололась значительная часть верующих, образовавших новую, протестантскую, или северную, традицию западного христианства.

Термин «северная традиция» вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру. Термин «протестант» не является термином специальным, а сами участники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами. Различные протестантские церкви принято классифицировать по деноминациям, т.е. по группам религиозных объединений с аналогичными принципами организацион­ной структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономны они или объединены на национальном, религиозном или международном уровне. Протестантские деноминации обладают высочайшей степенью адаптации к местным условиям за счет столь же высокой степени рассеяния.