Смекни!
smekni.com

Церковь как социальный институт (стр. 2 из 5)

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих при­верженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запре­тов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с.377]

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще не­сколько социальных функций. Наиболее важные из них:

· мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения че­ловека, определяет его понимание мира;

· компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть ут­рачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся кон­тролю со стороны индивида;

· интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценно­стей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают од­ной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благо­даря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочув­ствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с.67]

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, воспол­няет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как пе­рестройки сознания, так и изменения объективных условий существо­вания. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, соци­альное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разоб­щенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещ­ные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично­стным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуни­кативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана об­щения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выпол­няют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию оп­ределенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколе­нию.

1.3. Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тожде­ственны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определен­ные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Рели­гиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межна­циональные отношения, семью, на область культуры через деятель­ность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Про­исходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с.69]

Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контек­сте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляриза­ции (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация оз­начает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм обще­ственного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, по­ведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общест­венной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослабле­нию влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их разви­тия, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. [2, с.69]

Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влия­тельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагаю­щих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвле­кает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллю­зией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не все­ляет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тре­воги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с.474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, ка­ким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

В религиях представлены и самые различные культуры. Перепле­таются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формацион­ные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на пе­редний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. При­чем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, перехо­дить от одной к другой. [2, с.71]

С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося со­циального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизи­рующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нрав­ственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным автори­тетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

2. Особенности Русской Православной Церкви

2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви

Воздействие религии на общество реализуется через ее инсти­туты. Русская Православная Церковь являясь подсистемой общества, в свою очередь оказывает влияние на его жизнь и развитие, на поведе­ние и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного, до государственного уровня. Русская Православная Церковь во все периоды истории России являлась значительным “действующим лицом” общественно-политической и духовной жизни.

Со времен утверждения христианства на Руси православная цер­ковь была важнейшим и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Да­леко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерар­хии и властителей Руси. Однако российское государство и православ­ная церковь так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй. [9, с.207]

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. После принятия христианства, при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леон­тием. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В 1589 г. по инициативе царя Федора Ивановича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором из­брали патриархом митрополита Иова. С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.

Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном. Исправляя богослужебные книги и из­меняя некоторые обряды (трехперстное знамение вместо двуперстного и др.), Никон преследовал цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми ос­тальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович поддержал реформы патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления вызвала протест со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре­стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу. В основе внутрицерковного конфликта лежала общественные противоре­чия, которые в силу исторических условий того времени получили ре­лигиозное выражение. Это придавало движению раскольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно на первых порах, как протест против существующего строя. Церковь и государство со­вместными усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Движение раскольников потрясло сами ос­новы церковной и государственной власти. [2, с.135]