Во время работ по проходке (на мелкие черепки и обломки, попадавшиеся в стенках, особого внимания не обращали) все находки поднимали на поверхность, некоторые из них датировались несколькими тысячами лет до нашей эры. Внезапно древности исчезли, и стал попадаться только отвердевший ил. Вули продолжил проходку шахты, и примерно через три метра обнаружились новые археологические находки. Каково же было изумление, когда при ближайшем рассмотрении оказалось, что они относятся к... другой цивилизации!
Дальнейшие раскопки показали, что слой придонных илистых пород в некоторых местах достигает толщины до четырех метров, следовательно потоп не был обычным кратковременным наводнением, а продолжался довольно долгое время. Вули удалось с помощью расчетов установить: вода здесь стояла глубиной около семи с половиной метров. Это почти точно соответствовало библейским данным: "... пятнадцать локтей глубиной вода была над горами".
Арарат, на вершине которого должен якобы находиться Ноев ковчег, вот уже почти две тысячи лет упоминается в христианском вероучении. Еще раньше упоминание о нем донесли до нас религиозные предания Вавилонского царства и Шумерского государства, где, правда, вместо Ноя упоминалось имя Ут-Напиштим. Библия дает нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: "... ковчег остановился на Араратских горах". Значит, это произошло в древней стране Урарту, там, где сейчас расположена современная Армения. Но жители близлежащих к Арарату стран, а также большинство приверженцев главных религий - христиане, иудеи и магометане - в общем-то верят, что место "причала" Ноева ковчега находится на Арарате только потому, что это самая высокая, самая большая и самая недоступная гора из всех горных вершин Армении.
Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате люди заметили нечто похожее на корабль, как правило, исходили от тех, кто посещал близлежащие поселения и города, дабы оттуда полюбоваться видом на Арарат. Интересные наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. В античные времена и в средневековье, когда вера в чудеса была сильней и люди не были еще так скептически настроены по отношению к разным поверьям и тайнам, существование Ноева ковчега на Арарате принималось как факт. И когда путешественник проезжал неподалеку от горы, проводники обычно указывали издалека на склон или на вершину горы, где можно было разглядеть что-то странное, очертаниями напоминающее ковчег.
Несмотря на то что многие свидетельства относятся к древним временам, к средневековью, бросаются в глаза некоторые обобщения, схожесть впечатлений от увиденного. Именно это значительно позже отмечают и современные исследователи. Беросс, вавилонский летописец, в 275 году до нашей эры пишет: "... корабль, который в Армении опустился на грунт" - и, кроме того, упоминает: "... смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в 1 столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представляет подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, пишет: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. ...Там люди набирают смолу для изготовления амулетов..." В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами.
Летом 1916 года во время таяния ледников на Арарате летчик лейтенант Росковитский и его второй пилот на разведывательном самолете императорских военно-воздушных сил обнаружили на Арарате ковчег. У них было конкретное задание: во время серьезного наступления на русские армии по всем фронтам провести рекогносцировочные полеты и понаблюдать за передвижениями турецких военных отрядов возле российских границ. Небольшая опорная база русских авиаторов находилась примерно в сорока километрах северо-восточнее Арарата.
В описаниях, представленных Росковитским позже (опубликованы в 1939 году в калифорнийском журнале "Нью-Иден мэгэзин"), приводится следующее: "Мы летели так низко, как только было возможно, и несколько раз облетели это место. Мы были очень озадачены необычными размерами объекта, при ближайшем рассмотрении он казался таким длинным, как целый квартал домов вдоль улицы, и его легко можно было сравнить с линкором. Он был "причален" к берегу озера и наполовину находился под водой. Одна сторона его у самого носа была разобрана, а на другой стороне находились большие ворота площадью около шести квадратных метров и только с одной створкой. Нас очень удивила большая площадь ворот, ибо для корабля это очень необычно".
Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован. Все эти материалы отправили царю. В статье в "Нью-Иден мэгэзин" сообщалось: "Ковчег содержал сотни мелких отсеков, и наряду с ними имелись особые очень большие помещения с высокими потолками. Эти помещения были разграничены перегородками из крепких столбов диаметром около полуметра, что наводило на мысль о больших размерах животных, возможно находившихся там, в десять раз более крупных, чем слоны. Другие помещения содержали большое число клеток, примерно таких, что сегодня используют на выставках пернатых, только с передней стороны их была не проволочная сетка, а тонкие железные прутья".
В Библии приводятся довольно точные размеры ковчега, описания, а также указания времени и места его нахождения. Кроме того, много говорится о конструкции спасительного корабля и о грузе, каковой поместили в ковчег. Точные данные о длине, ширине, высоте и форме ковчега позволяют современным исследователям опираться на них при поиске и пересчитывать их на современные меры измерения. Великий математик и ученый Исаак Ньютон на Арарате никогда не бывал, но в одном из своих расчетов он приводит данные о том, что ковчег мог быть длиной сто восемьдесят четыре, шириной двадцать шесть метров, а между килем и верхней палубой было около пятнадцати метров, без груза ковчег весил 18230 тонн!
Андре Парро, занимавшийся проблемами всемирного потопа и поисками ковчега, о сообщениях Росковитского писал: "Очень печально, что этот доклад, пропавший во время большевистской революции 1917 года, никогда не читал ни один специалист. Все, чем мы располагаем, это только рассказ Росковитского, имеющий много слабых мест, - от него мало что останется, если исключить из его рассказа библейские воспоминания... Серьезные специальные журналы отнеслись к этому сообщению совершенно индифферентно, то есть промолчали".
Большое количество экспедиций искали ковчег, но не всем удавалось его обнаружить. Это связанно с тем, что ковчег появляется на поверхности снежного покрова только через 8 – 11 лет, при масштабном таянии ледников на вершине горы. И даже в этом случае большая часть корабля находится в воде близь лежащего озера. Те кому все же посчастливилось его найти тщательно изучали ковчег различными методами. "...Экспедиция обнаружила на вершине горы на поверхности корабля-ковчега обломки балок, которых недоставало в бортах корабля, - говорится в докладе. - Вероятно, эти деревянные части таскали на самую вершину горы для сооружения там небольшого алтаря..."
Так, при возвращении во Францию Наварра с семьей посетил Египет, где предложил исследовать деревянные куски, тайно увезённые им с Арарата, в археологическом отделе Национального музея в Каире (в то время местные органы власти запрещали посещение места расположения корабля и всячески препятствовали вывозу частей ковчега). Он узнал, что древесина имеет возраст около пяти-шести тысяч лет, эксперты египетского министерства сельского хозяйства предположили, что росло это дерево примерно в 5000 году до рождества Христова, и специалисты министерства высказали мнение, что это дуб, ставший за долгие годы пребывания в воде черным. Следует заметить, что древесину, упоминаемую в Библии как материал, из которого Ной построил ковчег, современные ученые классифицируют как белый дуб. Ну и поскольку в радиусе 1000 километров белый дуб не встречается, следует предположить, что корабль, построенный из такой древесины, был сделан на значительном расстоянии от Арарата и только потом на волнах всемирного потопа приплыл туда. Позже измерения с помощью радиоуглеродного метода, проведенные в университетах Бордо и Мадрида, подтвердили возраст древесины - от четырех до пяти тысяч лет; но исследования в Калифорнийском университете показали, что древесина эта моложе, ей только 1250 лет, и наконец, в университете в Пенсильвании определили, что древесине этой около 1500 лет!
Учёными получено большое количество фактов ,подтверждающих что корабль на горе Арарат является точной копией описания библейского Ноева ковчега. И даже если это просто лодка, пытающихся спастись при наводнении людей, всё равно история потопа - предупреждение всем нам, суровое предостережение, но мы не придаем этому никакого значения! Катаклизмы следуют один за другим, а нам опять все нипочем.
Многие утверждают, что в основе сообщения о сотворении лежат мифы, особенно мифы древнего Вавилона. Но в одном недавно опубликованном библейском словаре говорится: «До сих пор не найдено ни одного мифа, который явно относился бы к сотворению вселенной». К тому же, мифы отличаются политеизмом и борьбой божеств за господство, в противоположность еврейскому монотеизму.
Наше рассмотрение показывает, что сообщение книги Бытие о сотворении выступает как убедительный в научном отношении документ. То есть все периоды открытые научными исследованиями имеют своё отражение в Бытие. К тому же, Бытие представляет основные категории растений и животных, которые в своём большом разнообразии размножаются только «по роду их». Палеонтологическая летопись подтверждает это. Да, оно показывает, что каждый род возник внезапно, при отсутствии переходных форм.
Говорить о том, что писатель Бытия просто отгадал порядок этапов сотворения, подтверждённых наукой, не приходиться. Вероятность этого так же мала, как шанс случайно вытащить из коробка числа от 1 до 10 в последовательном порядке.
Все знания египетских мудрецов не могли бы снабдить Моисея, писателя Бытия, ключом к процессу сотворения. Мифы древних народов о сотворении не имеют никакого сходства с тем, что написал Моисей в книге Бытие. Откуда же Моисей получил эту информацию? Похоже, что это ещё неразгаданная тайна.