Кроме того, блаженный Феодорит разъясняет, что “блеск очей и белизна зубов суть символические образы божественной красоты воскресшего Спасителя, и обилия благодати в духовном царстве”.
Наконец, пророчески изображая плодородие земли, которая выпадет на долю колена Иудина при разделе земли обетованной, патриарх Иаков употребляет символические образы. “Винограда будет так много в этой стране, что без всякого сожаления станут привязывать к виноградным лозам рабочих животных, как бы к простым и диким деревьям, а в виноградном вине будут мыть одежды свои, как бы в воде; а очи сынов Иудиных постоянно будут сиять веселеем от вина, которого будет неистощимое изобилие. И молока будет так много, что оно постоянно будет белеть в зубах у благоденствующих обитателей земли той ”. Действительно, виноград окрестностей Ен - Геди, в колене Иудовом пользовался впоследствии великою известностью. (Песн.1, 13), (Нав. 15, 2 –21, 62) Огромная виноградная кисть, принесённая соглядатаями из земли обетованной, найдена была в долине Есхол, находившейся вблизи Сорека, некоторой местности в колене Иудовом. [2, 105 с.]
При разделе земли обетованной, Иуда занял обширнейшую и важнейшую часть её – от Средиземного моря до Мёртвого, и от потока Египетского до пределов Ефрема и имел в своём уделе весьма много городов, из которых впрочем некоторые отошли к коленам Симеонову, Данову и Вениаминову (Нав. 19, 1-9). Девять из городов были отданы священникам (Нав. 21, 9-19). Знамением колена, по преданию, было изображение львиного хвоста с надписью: возстани, Господи, и расточатся враги Твои!
В стихах 13-15 говорится о судьбе племён двух последних сыновей Иакова от Лии: Завулона и Иссахара (о младшем почему-то говорится раньше)
Завулон, говорит, при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и придел его до Сидона. Имя Завулон толкуется как благоуспешность и благословение, а с еврейского как обиталище или обитание, что неизбежно нашло отражение в дальнейшей судьбе Завулоново калена. [7, 222 с.]
Ему также патриарх Иаков указывает географическое расположение этого колена в земле обетованной, т.е. в приморских областях Палестины, и распространение участка Завулонова до границ Сидонских.
Действительно, из книг Иисуса Навина видно, что Завулоново колено получило свой участок в тех именно пределах, о которых пророчествовал Иаков (Нав. 19, 10-16). Этот участок простирался с востока на запад от моря Тивериадского до моря Средиземного, где были пристани для кораблей. Под именем Сидона разуметь нужно конечно не сам город Сидон, но страну Сидобян, которая действительно была определена Завулонянам, - между тем как Сидон удалён от них, по крайней мере, на семьдесят километров. [2, 106 с.] Колено Завулоново жило главным образом участием в международной торговле.
Для христианина земля Завулонова всегда будет иметь своё особенное высокое значение, как главное место земной деятельности Спасителя. Назарет, Кана, Тивериада, гора Фавор и другие освящённые Его Божественными стопами места лежали в области колена Завулонова. Колено Завулоново упоминается также в видениях пророка Иезекииля (Иез. 48, 26-33) и в Откровении святого Иоанна Богослова (Откр. 7, 8) [5, 264 с.]
Иссахар осёл крепкий, лежащий между протоками вод; 15и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свой для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Иссахар значит награда. Иаков хвалит его за то, что он избрал земледелие, и труд над землёй предпочёл всему. [3, 719 с.] Для Иссахара жизнь пройдёт мирно и трудолюбиво (под образом сильного и работящего осла) в прекрасном участке, орошаемом потоками вод. Участок колена Иссахарово был действительно, как предсказал Иаков, одним из лучших участков в Палестине. Между многими плодоносными долинами здесь была известная своею приятностью долина Иезреельская, простиравшаяся до Иордана (Нав. 19, 18, 22). Мирный же и спокойный характер Иссахарян виден из того, что все они как братья, как члены одной семьи, беспрекословно следовали слову своих старейшин, и из колена их происходили не воители, а люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю (1Пар. 12, 32). [2, 106 с.]
Своему сыну от Валлы, служанки Рахилиной, Иаков пророчествовал: Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад. На помощь твою надеюсь, Господи!. Стихи 17-18. Дан будет иметь своих судей, и станет отличаться змеиною хитростью и коварством. Недаром имя его значит судья или суд.
Действительно, и из этого колена, как и из других, возникли впоследствии судьи. Таков был Самсон из города Цоры (Суд. 13, 2; 15, 20). Оправдалось и то, что сыны Дановы отличались змеиною хитростью и коварством. Эти качества проявились, например, при завоевании Лаиса и похищения идолов из дома Михи (Суд. 18, 27). Изрекая свои благословения Дану, Иаков восклицает: На помощь твою надеюсь, Господи! Этим восклицанием патриарх Иаков выразил свою веру в истинного спасителя Израильского народа (Лк. 2, 30), которого Самсон был только прообразом. [2, 106 с.]
Неупоминение о колене Дана в Апокалипсисе в речи запечатлённых в каждом колене израилевом (гл.7) дали основание для предположения многих святых отцов и учителей Церкви, что из колена Данова произойдёт антихрист. По мнению блаженного Феодорита “Дух Божий, предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в этом предречении говорит об антихристе ”. Молитвенное воззвание Иакова: На помощь твою надеюсь, Господи! Имеет или частное отношение к пророчеству о Дане – скорбя о будущем отпадении Данитян от веры и благочестия, Иаков поручает их заступлению Божию, или ко всем вообще коленам – с мыслью низвести на них благословение Божие. Восклицание это образует переход от первой группы, в которой главная и центральная фигура – Иуда и его колено, ко второй, где главное значение принадлежит Иосифу, и заключает в себе моление о взаимном мире племён Иуды и Иосифа. Может быть, воззвание это – просто молитвенный вздох умирающего патриарха. [4, 267 c.]
Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Мир и спокойствие не были уделом колена Данова, сынов Дановых часто беспокоили и теснили туземцы соседних с ними языческих стран. Удел Данова несомненно был плодороден, хотя и изобиловал волнообразными равнинами и утёсистыми холмами, но он был самым малым уделом в числе прочих (Нав. 19, 47; Суд. 18, 1), и потому они озабочены были расширением своих владений, когда хитростью и жестокостью захватили город Лаис в земле Беф-Рехова. [5, 186 с.]
Стихи 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе.
Гад, седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Само его имя значит толпа, пытка или счастье. Иаков предсказал Гаду, что он будет тесним врагами, но отразит их нападения: Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит её по пятам. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени, обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племён (Суд. 10; 1 Пар. 5, 18 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы в виде партизанских преследований (“по пятам”). [4, 267 с.] Что толпа будет теснить его, - это вполне оправдалось. Удел колена Гадова простирался от восточных берегов Иордана – далее к востоку до горы Арнона, и подвергался постоянным нападениям Аммонитян, Моавитян и других народов, обитавших около аравийских пределов. Некогда Аммонитяне овладели частью земель, принадлежавших Гаду (Иер. 49, 1), и производили там страшные жестокости (Ам. 1, 13); а во время судей с огромными силами они вторглись в Галаадскую страну, и утесняли жителей колена Гадова в продолжении восемнадцати лет (Суд. 10, 8-17). Но он оттеснит её по пятам, пророчествовал Иаков. Это также вполне оправдалось. Ибо Иефай, судия из колена Гадова, свергнул иго Аммонитянского рабства (Суд. 11, 33); и во время позднейшие, жители колена Гадова, в совокупности с Рувимлянами и Манассиянами, нанесли страшное поражение Агарянам и другим аравийским племенам, и жили на местах их до переселения ассирийского (1Пар. 5, 18-22) Поэтому и Моисей во Второзаконии сравнивает Гада со львом, сокрушающим мышцу и голову (33, 20). [2, 107 с.]
Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола, ведь имя его с еврейского значит богатство, счастливый, блаженный: Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Действительно, территория Асира в земле Ханаанской между Кармилом и Ливаном на границе с Финикиею была плодоноснейшею в Палестине местностью, и произведения её достались ко двору царей израильских и финикийских. Святая Анна пророчица была из колена Асирова (Лк. 2, 36) [4, 267 с.]
В 21 стих посвящён сыну Иакова от Валлы, служанки Рахиль: Неффалиму. Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. По другому чтению: Неффалим – серна стройная; он говорит прекрасные изречения. Само имя Наффалим значит мой спор или борьба. Неффалим, подобно серне возлюбит свободу, и будет избегать врагов своих; но в случаях нужды будет быстр на войне, как серна, и будет говорить прекрасные речи. Некоторые видят исполнение этих слов в Вараке, судии колена Неффалимова, который сначала отказался работать, но потом храбро и стремительно напал на врагов, и вместе с Деворою воспел прекрасную песнь (Суд. 4, 5), [2, 107 с.] в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима (Ис. 9, 1; Мф. 4, 15) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. Блаженный Феодорит говорит, что теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви, есть “приращение потомства”. [4, 267 с.]