В благословении Моисеевом сказано: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его (Втор. 33, 23). Действительно удел этого колена находился на самом севере Палестины, к югу граничил с коленом Завулоновым, к западу с коленом Ассировым и отделялся от полуколена Манассиина на востоке верхним Иорданом. Местность удела колена Неффалимова была чрезвычайно разнообразна по своему положению: в ней находились и горы, и долины, и равнины. Некоторые части этого удела очень плодородны, а другие красуются величественными лесами, хотя между ними встречается не мало пустых и обнажённых мест.
При нашествии Ассирян жители колена Неффалимова прежде других Израильтян были отведены в плен, и в числе пленных находился Товит Неффалимлянин (4 Цар. 25, 29; Тов. 1, 2).
Вкратце коснувшись этих сыновей, Иаков переходит, в 22 – 26 стихах, к Иосифу, своему первенцу от любимой жены Рахиль, само имя, которого значит прибавление или присовокупление, и говорит: Иосиф – отрасль плодоносного древа, отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковля. Оттуда пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу. Благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими. Если в величественном благословении Иуде говорило божественное внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословлённого им в лице сыновей, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их. [4, 267-268 с.]
Иосифу предсказывается многочисленное потомство: отрасль плодоносного древа, отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною, под образом отрасли плодоносного древа, разросшегося до верха стены, около которого оно посажено.[2, 107 с.]
Иосиф здесь является: 1) плодоносным древом (намёк на имя Ефрем: быть плодоносным; литературное повторение – указание на два колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над стеною – над всеми своими и чужими, евреями и египтянами; 2) при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его коленам, особенно Манассиину, из которого, например, был Гедеон) несокрушимою твердынею, укрепляемою тем же пастырем – Богом, Который с Иаковом; по некоторым, здесь пророчество об Ефремлянине Иисусе Навине; 3) любимцем отца, который преподаёт ему благословения: а) небесные свыше, т.е. росу и дождь; б) благословение бездны – почвы орошаемой водами; в) благословение сосцов и утроб – обилие молока и скота; 4) князем между братьями – лично и в потомстве (царственное Ефремово колено): да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.[4, 268 с.]
Заключительное благословение Иаков произносит, в 27 стихе, своему сыну от Рахиль: Вениамину: Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловчину и вечером будет делить добычу. Вениамин значит сын крепости, счастья. Действительно, спустя долгое время именно, что Вениамин, как волк, будет нападать, похищать, истреблять и делать тысячи зол. [3, 721 с.] Вениаминову колену предрекается воинственность, и некоторая дикость нрава доказательство – известный случай с левитом в Гиве (Суд. 10 гл.)). Из него происходил Аод (Суд. 3 гл.), Саул, впоследствии апостол Павел (Филип. 3, 5) [4, 268 с.]
Исполнение этого пророчества можно видеть в войне Вениамитян, которую они вели некогда против всех соединённых колен израильских, и после двух победоносных сражений - едва не погибли сами (Суд. 19-20 гл.). [2, 107-108 с.]
Вениаминово колено имело свой удел в земле обетованной, между коленами Иудиным и Ефремовым. Когда десять колен Израилевых отложились, колено Вениаминово осталось верным Иуде, и затем вошло в состав царства Иудейского (3 Цар. 12, 17-23), состоявшего, как известно из двух колен: Иудина и Вениаминова.
Удел колена Вениминова был не велик, но почва в нём была плодородна и климат здоровый. [5, 113 с.]
Так как Иаков всем сыновьям возвестил соответствующее каждому благословение, то и сказано: Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё (Быт. 49, 28). То ест, каждому предвозвестил то, что следовало, и предрёк будущие события в каждом колене. Наконец, сделав внушённые ему Духом распоряжения, говорит им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими (Быт. 49, 29). [3, 721 с.]
Выражение же: прилагаюсь к народу моему - заключает надежду воскресения, - рассуждает блаженный Феодорит; ибо если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь, то не сказал бы “приложился к народу своему”. И Господь отсюда извлёк обличение неверию саддукеев (Мф. 22, 31-32). [2, 108 с.]
При разделе земли обетованной каждое колено получило тот удел (Нав. 13-19 гл.), который полагался ему по благословению Иакова. Уделы Иосифа и Левия (колено последнего было посвящено на служение при Скинии Завета и своего удела не имело) были разбиты между сыновьями Иосифа: Манассией и Ефремом, которых патриарх Иаков благословил и усыновил (Быт. 48, 19).
Вознамериваясь, веред смертью благословить своих детей, престарелый Израиль хочет передать им в наследие те великие обетования Божии, которые он сам унаследовал от отцов своих – Авраама и Исаака. Но эти обетования, как известно, были двоякого рода: во-первых, ему обещались во владение земля Ханаанская, а во-вторых, обещался Великий Потомок, ради которого благословятся все народы земли. А так как после Иакова от сыновей его имели образоваться двенадцать отдельных колен, то очевидно – невозможно было каждому колену в отдельно и унаследовать от Иакова во всей целости его двойственное наследие, ибо Мессия мог произойти только от одного колена. Поэтому патриарх Иаков делает наследником духовных обетований о Мессии одного только сына своего Иуду, а остальных детей награждает только земными благословениями, и делит между ними разные участки земли Ханаанской. Вот почему и евангелисты родословную спасителя ведут от Авраама, Исаака и Иакова через Иуду, минуя остальных сыновей Иакова (Мф. 1, 2-3; Лк. 3, 33-34). [2, 108 с.]
Рассеяние 12 колен в Палестине
Список использованной литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988. – 1371 с.
2. Херасков М., протоиерей. Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева – Владимир: Типо - Литография Н.А. Паркова, 1896. – 288 с.
3. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений, 12 томов, 4т., книга вторая - М.: «Златоуст», 1995. – 923 с.
4. Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - / Репринт. воспроизвед. изд. преемников А.П. Лопухина 1904 –1907 г.г./ - Стокгольм: Второе издание Института перевода Библии, 11 томов, 1т., 1987. – 669 с.
5. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Составитель архимандрит Никифор /Репринт. воспроизвед. изд. 1891 г./ - Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. – 901 с.
6. А.П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. - /Репринт. воспроизвед. изд. 1889 г./ - Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 3 тома, 1 т., 1998. – 1000 с.
7. Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Библиотека Отцов и Учителей Церкви 12 томов, 9 т., - М.: Паломник, 2001 – 797 с.