Смекни!
smekni.com

Введение в догматическое богословие - лекция 1 (стр. 2 из 2)

Наконец, источниками богословия, о чем мы так же говорили, являются традиция Церкви (если мы принадлежим к церкви, основанной Христом), деятельность разума и феномены опыта. Давайте порассуждаем об этих двух вещах.

/Даннинг/— Идея предания в иудео-христианском мышлении (parado/sij - нечто изложенное, traditio - нечто переданное)–От устного предания к письменному в I веке–Предание как истолкование текста–Предание в символах веры |спросить и рассказать| (развить). Важность предания: 1)Необходимость интерпретационного подхода к Библии наравне с герменевтическими редукциями фундаментализма; 2)Необходимость предпонимания текста; 3)Необходимость понятного, современного истолкования. Все это достигается в условиях существования единой традиции, восходящей ко Христу и апостолам, но достигающей до сегоднящнего понимания вопросов познания.

Говоря о разуме надо отметить, прежде всего, вопросы его ограниченности. Мы движемся от веры к пониманию. Чисто натуральное богословие невозможно в силу эмпирической непостижимости Бога– Функции разума. Структурирующая, истолковывающая. Выработка понятийных средств богословствования (философия как концептуальный продукт разума). Вопросы приверженности богослова определенной философской системе. Примеры. Возражения К.Барта. Не надо путать возражения против философии вообще и против аппарата конкретной системы. Все же, необходимо использовать понятийный аппарат современной философии. Ни одному богослову еще не удалось выразить христианскую веру в рамках библейской терминологии, без обращения к содержанию философии и др. форм мысли.

Относительно опыта.– Трудно определить его. Опыт Бога “в лоб”, очевидно невозможен. Общие моменты: 1) Переживание священного; 2) Внутренняя духовная ориентация/переориентация человека. Опыт нахождения под Божьим воздействием (Св. Духа), как расширение понятия.– Опыт как канал откровения. /Тиллих, СистБ, 1:42/: Событие, которое лежит в основании христианства, не заимствовано из опыта; оно исторически объективно. Опыт — не источник, откуда проистекает содержание систематического богословия, но средство, через которое это содержание экзистенциально воспринимается.– Опыт как источник подтверждения. Опыт Лютера в нерешаемости проблемы вины заслугами. (примеры из нашей практики.) Павел: “думаю и я имею Духа Божия”.– Проблема соотношения Слова и Духа. Аксиома непротиворечия (но().

Попробуем дать общее определение (не вкл. источники): Систематическое богословие изучает христианскую веру в рациональных (но не рационализирующих) утверждениях, упорядочено раскрывая ее, в связи с мыслью и образом жизни настоящего времени, являясь конструктивным анализом структуры и терминологии христианского языка (в их изменчивости) /Дж.Лайн, Г.Кауфман/.

Отсуда истекают следующие аспекты Сист. Богословия: конструктивность (а не старые песни); актуальность; согласованность; полнота (не “голая” сотериология), рациональность семантическая, логическая, методологическая. Наконец, нельзя умалять задачу перспективизации (в свете постоянного сдвига картины мира). “В богословии компетентен только Бог”, не так ли?! Из-за чрезвычайности и трансцендентности материала возникает необходимость опираться на большой объем гуманитарных дисциплин, которые изменяются. (Т. е. разум преосмысливает себя и изменяется его концептуальный продукт – философия). /Даннинг/ Лучшее, на что может надеятся ученый, — это четко обрисовать преспективу, в которой следует рассматривать систематическое богословие и, пользуясь логическим мышлением, изложить результаты исследования так, чтобы они ей соответствовали.

/Кауфман, СистБ, ix/ Важно различать собственно перспективу, в которой рассматривается систематическое богословие, и детальный анализ богословских доктрин. Богословская перспектива влияет на то, как ученый ставит вопросы, а также на ответы, которые он предлагает; она придает очертания фундаментальным суждениям, касающимся важных в богословском плане материй, а также способам разрешения проблем;она работает на всех уровнях мышления( Короче говоря, перспектива — детерминирующий фактор его мышления как ученого, хотя часто она остается незамеченной или неизвестной (порой даже для самого богослова.

/Тиллих, СистБ, 1:159/ Самое важное — это перспектива.

Заключение. Основа богословия — Писание. Писание – нечто непреходящее в Церкви (феноменологически). Все суждения основываются на Писании. Поэтому мы не отвергаем Писание. Церковная традиция живет им. Надо как-то начать (хотя это утв. уязвимо для критики — мы не можем apriori быть уверенными в тех процессах, которые привели нас к доверию Писанию. Уверенность в Боге есть более безусловная категория). Мы говорим Слово Божие, интерпретируя Писание. Диалектика христианского богословия. Мы говорим Слово Бога, будучи судимы им. Богослов, который не служит (хорошо служит) Слову Бога – плохой богослов. Мы уйдем от церкви, уйдя от Писания. Но мы не можем и быть в Церкви отстраняясь от ее понимания Писания!

Этим мы и займемся в следующей лекции. писание. Его природа, связь с Богом, Христом и традицией. Sola Scriptura. Идеи Писания и слои интерпретации. Кризис Писания ((). Мы не можем судить Писание.