Смекни!
smekni.com

Введение в догматическое богословие - лекция 1 (стр. 1 из 2)

А.Горин

Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва

Введение
в догматическое богословие

Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)

(В начале курса хочу дать некоторые советы: относительно заметок во время лекций, о его краткости и неисчерпываемости; если будут вопросы – задавайте, а с ответом, посмотрим; о необходимости чтения учебников, общих трудов, но прежде всего – источников(: Не надо обольщаться, но настроиться на логическое осмысление. Не нужно библицизма, поймите правильно. Мы будем рассуждать о многообразии пониманий догмы в истории Церкви, а в голову другого не влезешь. Тем труднее осмыслить развитие мысли, если она принадлежит человеку далекого от нас времени. Христианство многолико. Богу чужда унификация. |пояснить и развить| Иной раз то, что само собой разумеется иным богословом, покажется нам совершенно чуждым и вредоносным. Здесь не надо спешить, а попытаться понять, что сформировало его мышление. Надо быть достойным философии и уважать точку зрения другого. Общим здесь будет следующее — мы, каждый, имеем свое понимание истины и свое же понимание точки зрения другого. В частности, библейских авторов. Вещи вообще невозможно понять такими, какими они-есть-в-себе. Всезнающий Бог, надо полагать, учитывает это в Своих непосредственных и исторических отношениях с нами. В рамках нашего разума, развивая его мыслительные способности и обогащаясь опытом человеческой и христианской мысли мы будем рассуждать об этих отношениях и их рациональной фиксации).

Лекция 1. Назначение и смысл богословского занятия. Место богословия во внутренней и общественной жизни христианина. Вселенское значение богословского дискурса для Церкви.

Зачастую человек, занятый богословскими поисками, сталкивается с негативным отношением христианина к богословию в церковной среде. В пределе дело доходит до утверждений о вреде всякого богословского образования для духовной жизни и “непосредственности” отношений человека с Богом. Самая расхожая формулировка этого такова: “Зачем нужно богословие и богословское образование, если у нас есть Слово Божие?!

В начале XIX в. (особ. в Англии) было много евангелистов, кот. начинали с этой позиции. Чем они закончили мы знаем. Это было время постреформационного (неоперившегося библицизма(. Г.Ньюман был еванг., но пришел к выводу, что если ограничить себя текстом, без традиции — богословского отражения, то скоро придешь к ереси. Ты не можешь развить доктрину только с текста (пр.: унитарии). Лютер, Кальвин, Уэсли, Эдвардс Были убеждены в необходимости богосл. занятий. Они говорили о дополнительном откровении. На Соборах (Никея и пр.) Отцы собирались вместе и ждали Св. Духа для богословских размышлений о том, как им пользоваться текстом в тех ситуациях, которые и вызвали к жизни их собрания. Необходимо богословствовать, чтобы применить текст к жизни.

Существует идея о веках мрака. Однако изучение истории показывает кипение богословской мысли (и до Лютера). Уиклиф, Савонарола. Но даже в (конформистской( среде мы находим достжения осмысления божественной реальности на языке своего времени. Бог славно проявлял себя всегда. (Дж. Эдвардс: A History of the Woke of Redemption.) Прекрасным примером будет творчество Ансельма Кентербеийского — Cur Deus Homo — христология! Это — один из основных стержней в богословии, напрямую выходящий на практику отношений с Богом.

БОГОСЛОВИЕ — ВЕРА ИЩУЩАЯ ПОНИМАНИЯ. Fides Quarens Intellectum (Ансельм). Богословие возникает автоматически! Вы думаете о тексте, задаете вопросы к нему и т.д. Т.о. вопрос не в том, нужно ли нам богословие, но — хотим ли мы хорошего или плохого богословия?! Августин: (Любить Бога разумом( – мы нуждаемся в богословской мысли, чтобы расти в Боге.

Любить Бога разумом — помещать все мысли, концепции, системы в Божье присутствие. Мы мыслим богословски, когда думаем об отношениях Бога к миру, о месте веры в жизни.

Но нельзя мыслить в одиночку! (: Мы сможем легко убедиться в том, что для принесения Ев. людям, необходимо глубокое понимание культур, систем, религий, концепций философской антропологии, концепций отношений человека с Богом. |ПР.: Индуистская концепция (аннигиляции( — вечная жизнь ужасна для индуса. Существование — страдание.| Нам не избегнуть контакта с представителями разных культур и религий. Современный мир — глобальная деревня. (пояснить.) Сегодня наши дети сидят за одной партой, а мы учимся и работаем в одних группах с носителями таких мировоззрений, которые были раньше за тысячи километров от нас и о кот. мы и вовсе не слыхивали. Правда, в России подобная диффузия не столь велика. Но наше о-во открыто для проникновения идей, что зачастую приводит к эклектизму в умах. Да и вообще, большая дифракция менталитета затрудняет понимание. (пояснить.) Необходимо изучать структуры человеческого мышления (это уже на грани психологии-душепопечительства). Отсутствие же классического образования и выпадание из преемственного опыта глобальных мыслительных процессов, отсутствие осмысления их, приводит к дурной “простоте”. Человек не вполне отдает отчет в своих собственных воззрениях и в том, что их породило (достойно ли оно принятия). Оказавшись в Церкви такой человек не в состоянии вполне прежить глубину веры, осмыслить ее. Он подходит к ней “по-пионерски” (пояснить.)

Богословие абс. нуждается в том, чтобы дать нам понимание нашей веры — чтобы (напр. в общении с будд.) не просто некритически цитировать Писание/РСБ, но говорить о его содержании, понимать образ библейских дискурсов (разного рода анализы, от низшего-высшего до структурально-культурологического критицизма), осмысливать и оценивать его аргументы. Посл. к Евр.: (облако свидетелей(. Мы часть Церкви (одной Церкви!) — на земе и на небесах. Мы, просто, последняя (в смысле, очередная) часть здания Церкви.

Ансельм начинал богословие с молитвы. (Невозможно вполне постигнуть духовные реалии в посюстороннем состоянии). Однако, мы нуждаеся в некоторой согласованности взгладов, чтобы понимать, что редмет нашей веры имеет смысл. Мы не можем вполне верить в то, что не имеет смысла. (Хотя, конечно, нужны глубочайшие расуждения о структурах разума, смысла и их согласованности — от Канта до Витгенштейна). Как бы то ни было, но мы имеем разум, как неотъемл. часть нашего бытия. (Любить Бога разумом(, а (люби, и делай что хочешь(! Необходима дисциплина разума и его работа.

Итак, наша последовательность — Философия религии |со всеми гуманитарными науками: философией, историей, психологией, лингвистикой| (не только цитировать текст по причине многообразия мира) – гносеология |пояснить о структурах разума| (факт разума) – !вера ищущая понимания! – построение определенной гармонии своих и Церковных христианских воззрений на уровне современного метадискурса.

Сегодня многиие богословы не имеют системы. Этот век не любит систем. Но мы хотим иметь когерентную систему, знать — как вещи соотносятся друг с другом. |ПР.: как будет строиться богословия вокруг утверждения, что Христос = высший ангел?!| Во Христе все соединено (Еф. 1:10 – a)nakefalaiw/sasJai, Евр. 1:3 – fe/rwn te ta&bsol; pa/nta tw=? r(h/mati th=j duva/mewj au)tou=). Все соединено. Мир сейчас под господством Бога. Хотя не все охватимо разумом, но все соединено! A(W Велико, если не всеохватывающе, влияние доктрин друг на друга. |Показать взаимное влияние различных доктрин| <|ПР.: статья митр. И.Зизуласа; Страницы, #2:1 – Учение о Боге–Троице сегодня: предложения для экуменического изучения|| Какие только вопросы не поднимаются в этой небольшой статье — от вопроса онтологического, а не вторичного, характера троичности; до прямых выводов о важности практического осмысления троичного догмата в богослужебной, молитвенной, экуменической, экклезиологическоий практике и необходимости учения о Троице для сохранения экзистенциальной важности христианства для человека.|> Lo/goj (Ин.1:1-18) – мудрость Бога. Телеология. Когерентность плана Божьего действия. Попытка ухватить эту дивную картину бож. славы конечным языком — систематическое богословие.

Но есть и др. области применения. Мы живем в плюралстическом о-ве. Богословие создается не только для нашего удовольствия. |ПР.: Ириней и борьба с ересями. Что он сделал — изучал их. Он изучил другие традиции и применил Писание к ним.

Истина Христа – одна во все времена. Величайшая истина многолика, она не похожа на плоскость. Мы ухватываем части ее, которые необходимы нам, которые ближе к нуждам нашего времени и путям нашего мышления. (Лютер – оправдание, Уэсли – освящение, Тиллих – на границе /хотя Тиллих является довольно специфическим примером/, Барт – христология, МакГрат – восстановление наследия Реформации. Др. т.ж. стараются освежить и изложить на современном языке традиционные церковные истины — это не древние сказки). |ПР.: Тот же МакГрат говорит, что смерть Христа – участие Бога в страданиях => Бог не устранился и человек может выйти из кризиса покинутости! – этот выход может быть основательнее, нежели чисто психологический расслабон в компании, в т.ч. церковной(() || Бультман, напр., стремится изложить новозаветную весть на языке экзистенциальной аутентичности человека (каковой он считает наиболее доступным для человека, в противовес архаичной мыслительной парадигме НЗ) (пояснить) – здесь тоже можно отвергнуть его проект, но если при этом человек останется в 2-х мирах (как пишет Эриксон), то еще неизвестно, где больше аутентичности!|

Истина многолика. Какой же частью ее занимается систематическое–догматическое богословие? (пояснить термины.) Что входит в него? Первой предпосылкой догматического богословия является основное богословие. Второй, у некоторых авторов сливающейся в первой, составляющей является философия религии. Они рассматривает самые общие истины относительно человеческого мышления о Боге — сущность и происхождение религии, возможности религиозного мировоззрения, вопросы гносеологии – аспекты богопознания (рациональный-”натуральный”, эмоциональный, волюнтаристский), далее преходит к природе откровения и влиянию религии на внешний и внутренний мир человека, с разных позиций. Далее идет основной источник христианского богословия — Библия. Здесь нам необходимо рассмотреть такие вопросы, как статус Библии, ее происхождение и достоверность, бросить взглад на различные методы анализа Библии (ко. мы уже упоминали). Рассмотреть с позиций основного богословия и философской герменевтики (второе очень кратко) вопросы авторитета Библии, категории богодухновенности и вопросы о “местонахождении” истины. |отн. материального характера Библии как книги|. Это мы позже рассмотрим подробно (вопр. герменевтики).