Смекни!
smekni.com

Проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий (стр. 1 из 12)

Проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий


Содержание

Введение

1. Теоретические основы алгоритмизации следственных действий

1.1 Теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений

1.2 Тактическая операция как способ разрешения следственных ситуаций с высокой степенью информационной неопределенности

1.3 Тактика следственного осмотра и освидетельствования следователем

1.4 Неотложные следственные действия и ошибки при их производстве

2. Анализ проблемных вопросов получения доказательной информации во время проведения следственных действий

2.1 Требования к следственному действию как источнику получения доказательства в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области

2.2 Следственные действия и ошибки получения доказательной информации о совершении преступлений в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что исторический этап, переживаемый Украиной, и связанный с развитием и становлением демократического правового государства, в котором должны уважаться и соблюдаться права и свободы человека и гражданина, обеспечиваться свобода экономической деятельности, повлек за собой не только ощутимый рост преступности, но и обусловил возникновение новых видов преступлений и новых форм их совершения. Обозначилась тенденция внедрения криминального мира в сферу экономики и финансов, его проникновение в структуры, осуществляющие властные полномочия. Усиливается организованность преступных сообществ, как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

На результатах успешной борьбы с преступностью сказывается целый ряд взаимосвязанных факторов экономического характера, технической оснащенности органов внутренних дел, подбора, воспитания и расстановки кадров, социальной защищенности сотрудников и некоторых других. Однако одним из решающих обстоятельств, способным остановить перечисленные негативные процессы, является гибкость, «мобильность» законодательства, то есть такое его состояние, при котором обеспечивается соответствие законодательства реалиям происходящих в обществе социально-экономических изменений.

В качестве объекта исследования в рамках темы рассмотрены деятельность правоохранительных органов по использованию результатов следственной деятельности при расследовании преступлений, ее тенденции и закономерности, особенности реализации результатов следственной деятельности в уголовном процессе.

Предметом исследования являются нормы права (уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, и международного), регулирующие вопросы использования результатов следственной деятельности в уголовном процессе; теоретические воззрения на разрабатываемую проблему; судебная и следственная практика, отраженная в материалах уголовных дел.

Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на изучение и анализ международно-правовых принципов и стандартов, а также правовых систем зарубежных государств, на основе научных исследований и эмпирического материала с учетом отечественного опыта выявить проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий.

Для достижения указанной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:

-теоретически обосновать необходимость, аргументировать значение практического использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений;

-раскрыть структуру, содержание и значение теоретической концепции использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений;

- охарактеризовать правовое регулирование и механизмы использования результатов следственных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и оперативно-розыскных мероприятий, не связанные с ограничением прав граждан;

- выявить проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области.

Инструментом в добывании фактического материала служат традиционные методы материалистической диалектики, исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический и социологический, а также наблюдение, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование и обобщение.

Теоретическую базу составили труды по философии, международному, уголовному, уголовно-процессуальному, административному праву, иным областям научного знания, в которых рассматривались вопросы, связанные с уголовно-процессуальной и следственной деятельностью в контексте использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений.


1. Теоретические основы алгоритмизации следственных действий

1.1 Теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений

Получение информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, является первым звеном в успешном выполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, своих правовых обязанностей. Очень важно, чтобы эта информация своевременно доводилась до сведения следователей (органов дознания) в целях ее использования уже в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Оперативные работники, нередко, получив ценную для следователя информацию, по тем или иным причинам до него ее не доводят. Чаще всего это объясняется тем, что они не всегда четко видят перспективу использования такой информации в процессе следствия по делу. Зачастую и следователи не имеют возможности доказать, что лица, подозреваемые в совершении преступления, знакомы друг с другом, хотя при этом в материалах дела имеются кино- фотодокументы, на которых они запечатлены вместе. Кроме того, далеко не все следователи имеют полное и правильное представление о той роли, которую могут сыграть следственные данные в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Последнее десятилетие прошлого века сопровождалось существенными политическими и социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, которые неизбежно отразились не только на количественных, но и качественных показателях преступности. В этом аспекте необходимо отметить, прежде всего, изменение характера преступности, в частности рост преступлений, совершаемых организованными преступными группировками (в том числе преступными сообществами), которые способны оказать мощное противодействие по всем направлениям деятельности правоохранительных органов и, в частности, процессу расследования.

Чтобы определить теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений, следует обратиться к историческим фактам.

В римском праве судебное производство распадалось на два отдела: предварительное производство (in iure), заменявшее собой современное предварительное Следствие и предание суду, и окончательное (in iudicio).

Предварительное разбирательство в конце республиканского периода состояло в том, что обвинитель являлся к претору или вообще председателю соответствующего суда и просил разрешения начать уголовное преследование (postulatio); затем следовало более точное указание обвиняемого и совершенного им преступления (nominis vel criminis delatio), причем вызывался и обвиняемый, подвергавшийся допросу (interrogatio) по главным пунктам обвинения как со стороны обвинителя, так и судьи [4, 120].

После этого составлялся окончательный протокол, в котором определялось преступление, время и место его совершения и виновное в нём лицо (inscriptio). На основании этого протокола делалось постановление о принятии дела к разбирательству (nominis receptio) и назначался день судебного заседания. С этого момента лицо, против которого было начато преследование, становилось обвиняемым и теряло право быть свидетелем и избираться в должности, а обвинитель мог требовать полномочия на собирание доказательств, вызов свидетелей и т. д. В период империи (до смерти Юстиниана) предварительное производство значительно изменилось вследствие постепенного усиления в процессе следственного, розыскного начала [5, 84].

Предъявление обвинения было соединено с его окончательным принятием. Положение обвиняемого также изменилось; он стал подвергаться как большим ограничениям в правах, так обыкновенно и строгому предварительному заключению.

В древней Руси процесс уголовный и гражданский был обвинительным; все зависело от деятельности заинтересованных лиц; никаких твердо разграниченных ступеней судопроизводства не было. В Московском государстве впервые рядом с обвинительным процессом становится следственный и делается различие между судом и сыском. Последний является сначала экстраординарным средством, применяемым к лихим людям, уголовное преследование в таком случае начиналось по инициативе власти. Здесь уже можно различить, хотя и не вполне определенно, предварительное производство, состоявшее в собирании материала для судебного рассмотрения. Важнейшими средствами этого собирания были вначале обыск и пытка.

Со времени Петра Великого к нам переносятся западные формы процесса, усиливается значение тайны и письменности; предписывается, напр., не сообщать обвиняемым в важнейших преступлениях пунктов обвинения. По воинским процессам предварительное С. отделяется от окончательного; главными его средствами остаются допрос с пристрастием и пытка; заканчивается оно постановлением заключения (сентенции), в которое вносятся все собранные доказательства. Петровское законодательство просуществовало, с некоторыми изменениями, до судебных уставов 1864 г. Согласно данным судебным уставам, произошло большее (хотя и не окончательное) разграничение функций суда и обвинения [8, 147].