Смекни!
smekni.com

Гадание (стр. 4 из 7)

Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная («янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») - воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения «янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий, твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в «янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это особенно видно при изучении триграмм и их толкований.

Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение - небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена воспринимающим началом - тремя «инь».

Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже опасный поток в узком ущелье.

Из прочих триграмм «Вода» может также обозначать озеро или болото, море или океан, «Гора» - высоту или вершину. «Гром» - борьбу, душевное смятение.

Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означать также ветер, который проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают в землю.

Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагали опасность, «Гора» - неподвижность, и т.д.

Входили туда и понятия родства. «Небо» имело значение отца, «Земля» - матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.

Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей» или «Луна над Громом».

Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.

Со временем «Книга перемен» превратилась в Книгу мудрости. Великий китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными интерпретациями гексаграмм.

Существуют различные способы гадания, связанные с различными предметами.

Раньше брали 49 стебельков тысячелистника. Не считая, их делили на 2 кучки, которые в свою очередь разделялись на меньшие. В результате получали пучки тысячелистника, которые, если в них было четное количество стебельков, обозначали «инь», а нечетное - «янь». Процедура повторялась, в результате чего линия за линией выстраивалась гексаграмма.

Сейчас для тех же целей используются монеты. Например, гадающий берет три монеты, трясет и бросает на плоскую поверхность. Если все или две из них упали вверх решкой, то они обозначают «янь», если орлом- «инь». Таким образом получается нижняя линия в гексаграмме. Процедура повторяется до построения всей гексаграммы. Либо можно взять шесть монет, случайным образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пять верхних монет сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образом получается гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одной монеты шесть раз. Решка - сплошная линия, орел - прерывистая.

Астрология

Предшественницей астрологии была астромантия. Она зародилась в Вавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялись небесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись их передвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны, солнечным и лунным затмениям, положению планет относительно неподвижных светил и созвездий, в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а также по другим явлениям. Например, считалось, что молодой месяц, выходящий из туч сулит победу в предстоящей битве, если же он не появится в заранее предсказанное время, неизбежно поражение.

Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также принимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных тела - так называемая «черная» Луна - Лилит - и «белая» - Лулу. Есть несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный, «любовный») и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану (возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине - Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).

Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык, буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза (овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья) . Согласно преданию, когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати, они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.

В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов души человека, связано с временем рождения и соответствует одной из пяти стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и «металл»), двойная неделя, день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его душевные качества.

Роль гадания в социальном процессе

Постоянная действенность ритуальных символов

Если сравнить, то обнаружатся замечательные сходства между символами, используемыми в ритуале во всех районах Африки южнее Сахары, несмотря на различия в космополитических тонкостях.

Одни и те же идеи, аналогии и способы ассоциации лежат в основе формирования символа и обращения с ним — от реки Сенегал до мыса Доброй Надежды. Одни и те же представления о силах господствуют в королевствах и пастушеских племенах.

Являются ли эти наборы сходных символов единицами сложных порядков или обломками некогда распространенных единств, символы остаются чрезвычайно живучими, а темы, которые они выражают и воплощают, — крепко укоренившимися. Возможно, это происходит потому, что они возникли внутри того экологического и социального опыта, который до сих пор господствует во многих регионах континента. Поскольку они так живучи - и поскольку происходит постоянный приток и отток людей между деревней и городом, то неудивительно, что большая доля образности в произведениях современных африканских романистов и в риторике политических деятелей заимствована из ритуальной символики, в которой она черпает силу для контролирования и направления эмоций.

Гадание и его символика

Чтобы адекватно объяснить значение ритуальных символов, следует вначале учесть те виды обстоятельств, которые порождают ритуальные исполнения, поскольку эти обстоятельства, по всей вероятности, решают, какой из ритуалов будет исполняться, а цели Ритуала во многом определяют значение используемых в нем символов. Я ограничусь здесь лишь кратким резюме о роли гадания в социальном процессе с тем, чтобы отделить его символику от символики ритуалов жизненных переломов и бедствий.

У гадания есть определенная близость с правовым процессом, поскольку оно жизненно связано с обычаями и интересами людей в сложных социальных ситуациях. Но оно также подготавливает почву для более жесткой стандартизации процессов восстанови тельного ритуала. Именно эта медиативная функция определяет познавательные свойства его символики, а также ее гибкость. K. Герц утверждает, что «социологические и культурные процессы должны рассматриваться на равных — ни один из лидеров не является простым отражением, зеркальным образом другого» т кой подход подразумевает аналитическое различие между культурными и социологическими аспектами человеческой жизни, которые следует рассматривать как независимые переменные, но взаимозависимые факторы: «Разделенные лишь концептуально, культура и социальная структура затем обнаруживают способность к многочисленным способам интеграции друг с другом, из которых простой изоморфный способ — лишь предельный случай, возможный только в тех обществах, которые были стабильны на протяжении столь долгого периода, что становится возможной тесная притирка социальных и культурных аспектов». По Герцу, культура — это «текстура значений, в понятиях которой человеческие существа истолковывают свой опыт и направляют свои действия». Социальная структура, по его мнению, — это форма, которую принимает действие, актуально существующая сеть социальных отношений. Я согласен с этой формулировкой, учитывающей социальное действие как в его значении для тех, кто это действие совершает, так и в его участии в функционировании некоторой социальной системы<...>. Эти два порядка неидентичны, и, как говорит Герц, определенная форма, которую принимает один из них, не предопределяет непосредственно форму другого»: между ними может быть несоответствие, даже напряжение в определенных ситуациях, в особенности в тех, которые характеризуются быстрыми социальными переменами. Гадание и восстановительный ритуал — стадии единого процесса, который в первую очередь чувствителен к переменам, особенно к обрывам в сети существующих социальных отношений. Поскольку они «по природе» так близко связаны с микроисторией современных групп и личностей, их следует теоретически рассматривать в тесном единстве. С другой стороны, ритуал жизненных переломов меньше реагирует на непосредственные социальные требования и давление, поскольку он сцеплен с жизненными циклами индивидов и, стало быть, при творческом подходе антрополог имеет полное право начинать с анализа культурной структуры этих обрядов. У последней есть много общего с социальной структурой, но это — общее с теми социальными упорядоченностями, которые глубоко укоренены в обычае, а не с теми, которые являются продуктом временного столкновения экономических и политических интересов<...>. Определяя подходящее место и время для проведения обрядов, никогда не прибегают к гаданию.