14. В самом деле, пусть, как ты сам настаиваешь, свет Преображения будет символом Божества. Ты и тогда не возьмешь нас и не лишишь — знай это — благостной надежды. Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе. Например, при наступающем восходе солнца заря есть природный символ его света; и природным символом жгучей силы огня является тепло. Из неприродных же иногда делается символом для пользующихся им либо нечто существующее в природе само по себе, как например костер при нашествии врагов, либо нечто не существующее в своей природе, но становящееся как бы видением, которое служит промыслу и которое только в одном этом отношении является символом. Таковы символы, чувственно и образно являющиеся пророкам, например серп Захарии (Зах. 5,1-2), топоры Иезекииля (Иез. 9, 2) и если есть что подобное. И вот, единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой его бытие как природного, но совершенно невозможно чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал обозначаемому: чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде обозначаемого или после него. Наконец, символ не существующий самостоятельно не бывает ни прежде ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но ненадолго появившись он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает. Итак если Фаворский свет символ, он либо единоприроден, либо нет; и если он не единоприроден, то либо существует самостоятельно, либо является несуществующим призраком. Если он лишь несуществующий призрак, то Христос вовек не был, не есть и не будет таковым; но что Христос таким будет вовеки, несомненно утверждают, как показано немногим выше [1], и Дионисий Ареопагит и Григорий Богослов и все ожидающие Его пришествия с небес во славе; следовательно, свет не был просто не имеющим существования видением.
[1] См. op. cit. III 1, 10-11.
[1] Defensio Hesychastarum II,1,4. (Три триады «В защиту священнобезмолвствующих»).
[2] Op. cit. II,1,5. (См. русск. перевод этого текста. Прим. пер.).
[3] P. MANDONNET, Siger de Brabant et l’averoisme latin au XIIIe s., 2ème éd., Louvain 1911,V. II, 175.
[4] Sent. I, prol. ed. P. Boener, σ. 13-15.
[5] I Cor. 1,18-31; 2, 6-10;II Cor. 1,12.
[6] Jac. 3, 13-17.
[7] Stromata 6, 17.
[8] Op. сit. 1, 5.
[9] De congr. 14,71ff.
[10] Stromata 1, 5.
[11] Ibid.
«Мирское знание приветствую я не за иное что, как за его юность (новизну) и ценю его не больше, чем простую служанку; в тебе же я чту истинную госпожу и твое знание ценю как совершеннейшее, удовлетворяющее глубже и благороднее». (Климент Александрийский. Строматы. Русск. пер. Н. Корсунского – Ярославль, 1890)
[12] Capita 88, E. DES PLACES, p. 148, 17.
[13] In Psalmos, 14, PG 29, 256.
[14] Ad juniores, 2.
[15] Defensio hesychastarum, II, 2, 11.
[16] Op. cit. II, 1, 28.
[17] Op. cit. I, 1, 19.
[18] Op. сit. II, 1, 7.
[19] Op. сit. I, 3, 14.
[20] Op. сit. II, 1, 16.
[21] Contra Acindynum, 6, 1 // Cod. Coisl. gr. 98,149/149v.
[22] Defensio Hesychastarum, II, 1, 5.
[23] Epistola I ad Palaman, ed. SCHIRO 243.
[24] Epistola I ad Barlaam, 22.
[25] Anal. Poster. 1, 8.
[26] De anima, ed. Of Oxford Γ, 3, 427b/428b.
[27] Op. сit. Γ, 3, 428a, sof. Elenchi4,165b,Physica Θ8,262α
[28] Stromata 2, 11. (эта цитата из Стромат приводится по русскому переводу Н. Корсунского).
[29] Op. сit. 7, 10.
«Вера, если можно так выразиться, есть сокращенное знание необходимейших истин. Познание же есть непреложное и непобедимое, и в слове и в деле обнаружение истин, принятых верой. Это обнаружение, согласное с учением Спасителя и утвержденное на основании веры, ведет ум к знанию, к постижению совершенному и к безгрешности». (Русск. пер.)
[30] Theoreticum jιλοκαλία, ed. 1960, 1, 326.
[31] Capita varia, 4, 31.
[32] Op. cit. 4, 29.
[33] Capita theologica, 1, 22. (р.п.I, 218–219).
[34] Capita varia, 4, 29.
[35] Epistola I ad Barlaam, 33.
[36] Stromata 6, 17.
[37] Epistola I ad Acindynum, 8.
[38] Defensio Hesychastarum, II, 3, 44.
[39] Op. cit., II, 3, 15/16.
[40] Epistola I ad Acindynum, 13.
[41] Defensio Hesychastarum I, 1, 9.
[42] Origenus. In Psalmos 126 // PG 12, 1641.
[43] Evagrius Ponticus. Practicus prolegomena et cap. 1 // PG 40.
[44] Capita, 9, 66, 67.
[45] Defensio Hesychastarum, I, 3, 42.
[46] Sermo 72, ed. SPETSIERIS, 281. (Также в Слове 74 Исаак Сирин говорит о стяжании боговидения. Прим. пер.).
[47] Ex. 3, 14.
[48] Defensio Hesychastarum III, 2, 12.
[49] Op. cit. III, 1, 14. (а также Op. cit. III, 1, 13, прим. пер.).