Реферат
На тему
Деноминации в христианстве.
Взгляд психолога.
Составитель: Чистополов М.Ю.
Г. Запорожье – 2002.
Введение
Составителя этой работы всегда интересовал вопрос, почему в современном христианстве настолько много деноминаций(лат. Denominatio – переименование)? Существование такого большого их количества является прямым противоречием Слову Божьему, а именно: 1Пет.3:8 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры».
Итак, почему же все – таки нас так много и мы такие разные ? В данной работе автор намеревался ответить на этот вопрос с точки зрения психолога, т.е. совместить в какой-то мере «всю мудрость Египетскую» с христианством.
Подчеркиваю еще раз, что моей целью было не обидеть кого-то из братьев во Христе или показать превосходство одного учения над другим, а примирить всех христиан на основе подлинного братолюбия и взаимного уважения.
Если у Вас имеются предложения или Вы хотите поделиться своими соображениями, мое «мыло» лежит по адресу :
www. freemail.ukr.net ( success2002@ukr.net).
Да благословит Вас Господь !
Эпизод 1. «Мужики, о чем базар?»
Удручающую и душераздирающую картину представляет собою современное христианство. Когда взираешь на множество течений в оном, почему-то приходят на ум самые нелестные эпитеты.
Однако, оставляя в стороне наши мелочные разногласия на тему, какой именно из дней недели необходимо чтить и стоит ли женщине покрывать голову в церкви, обратимся к мнению стороннего наблюдателя, например, неверующего человека, либо того, кто традиционно причисляет себя к православию, но при этом не знает даже смысла Символа Веры и не отличает адвентистов от пятидесятников (что бывает довольно часто) - -.
Приведу пример моего хорошего знакомого – православного священника, который чуть ли не со слезами на глазах рассказывал о том, что он перед каждых богослужением ищет к толпе прихожан новых людей, чтобы уделить им внимание до того, как «озверелые бабушки» отобьют у тех охоту к посещению Храма.
Нетрудно представить себе, что происходит, если он не успеет…
На улице к этому человеку подойдут полные достоинства «свидетели» ( по отношению к которым так не хочется использовать Имени Божьего) и популярно растолкуют ему, что «настоящее христианство» (как будто бывает игрушечное) должно быть монолитно, - вот , например, как они сами; и не должно делится на «сотни течений» (со слов одного из этих блуждающих «возвещателей»).
Стыдно, братия , однако. Не будем забывать, что мы должны быть «светом миру» (Матф. 5:14). И наихудшее, что мы можем сделать – это рвать на части уже многократно ломимое тело нашего Господа Иисуса Христа, близоруко полагая, что древность или агрессивность нашей любимой религии является достаточным основанием для отвержения всего остального Тела Христова.
И уж если мы не сподобились за 2000 лет прийти к согласию, давайте попытаемся подойти к вопросу не с религиозной, а с психологической точки зрения. Почему?
А потому, что общество (мирское, кстати) более – менее приучило нас к плюрализму (это - не бранное слово, посмотри словарь - ) мнений и уважению точки зрения другого человеческого существа. И уж если мы « друг друга угрызаем и съедаем» (Гал. 5:15), т.е. поступаем по-мирски, то давайте попробуем по-мирски и разобраться в наших противоречиях.
Итак, если у Вас еще не перекосило лицо от всего вышепрочитанного, то переходим к
Эпизоду 2. «Каждый человек имеет право на психику» (из устава психбольницы).
Из чего состоит психика человеческой личности ? На этот классический вопрос существует столь же классический ответ (см. рисунок). Итак, понятие личности /1/ характеризует человека как социальное существо и отражает сумму его врожденных и приобретенных качеств, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Иначе говоря, если взять каждого из нас как уникальное Божие творение – человеческий организм и добавить к нему воспитание, влияние родителей, семьи, детского сада, родных, посторонних, случайные и неслучайные встречи, лозунги, влияние телевизора, «положительных и отрицательных героев» и многое – многое другое, то в итоге мы «що маемо, то маемо».
Однако, было бы ошибкой думать, что все мы можем втиснуться в эту классификацию. Во – первых, один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать разные черты. Во – вторых эта классификация в полной мере не связана с талантливостью людей. Например, А.С. Пушкин имел ярко выраженные холерические черты, А.И. Герцен – сангвинические, И.А. Крылов – флегматические. Великие русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов – вообще полные противоположности.
Нельзя ставить вопрос, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность и энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости у флегматика – вот примеры положительных свойств каждого из этих типов. И каждое из них имеет свое место в том числе и в Теле Христовом. Возлюбленный брат или сестра, тебе это ничего не напоминает ?
Вот именно: 1 Пет.2:5 «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Итак, разные вы мои, каждый из нас имеет право на существование, особенно если учесть тот факт, что нас всех призвал Господь. При строительстве дома одинаково важен кирпич, песок, цемент, бетон и даже вода, так же как и в едином организме одинаково важны руки, ноги, голова и др.1 Кор. 12:13-18.
А теперь, надеюсь, Вы готовы к небольшому экскурсу в психотерапию?
Эпизод 3. «Бить буду сильно, но аккуратно» (Лелик, «Бриллиантовая рука»)
Этот эпизод будет до предела насыщен специальной терминологией. Но это не потому, что автору день излагать мысли нормальным языком, просто терминология уже существует. Мы рассмотрим ситуацию с точки зрения одной из теорий – теории контроля и консультирования по реализму/3/.
Суть фундаментального положения теории контроля заключается в том, что поведение людей всегда представляет собой проявление попытки контролировать мир с целью удовлетворения своих потребностей. Потребности людей можно разделить на физическую потребность в выживании и психологические потребности в принадлежности, могуществе, свободе и развлечении.
Если сопоставить это с Писанием, в том числе с 1 Фесс. 5: 23 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.» и при этом слегка пошевелить мозгами, можно прийти к довольно дикому выводу : Чем дальше мы от Иисуса, тем более наши реакции, мышление и потребности душевны.
Итак, несмотря на Божий призыв в нас, заставляющий нас обернуться к Иисусу лицом, (а не тем, чем мы были повернуты к нему ранее) мы еще в значительной степени душевны, а не духовны.
Далее, люди создают свои личные альбомы, состоящие из находящихся в их головах картин. На этих картинах изображено то, как люди удовлетворяют свои потребности. Люди сами могут создавать целые картинные галереи, либо эти образы формируются у них через внешнее воздействие. Фактически, невозможно иметь потребность и при этом не иметь соответствующую ей картину в голове. Важно то, что когда люди меняют важные картины, они меняют свою жизнь. В основе поведения всегда лежат картины в голове человека. Его поведение обусловлено различием между картинами в головах, т.е тем чего они хотят, и тем, что происходит в реальном мире, т.е. тем, что они имеют.
Только подумай, возлюбленный, - все твои реакции, мнения, понятия, мысли, ценности, особенно на начальных этапах твоего хождения с Господом, уже давно определены, и определены не тобой. Ты уж не обижайся, но ты – всего лишь продукт этого общества.
Эпизод 3-А. «Каков поп, таков и приход»(народная умность).