Смекни!
smekni.com

Духовная культура первобытного общества (стр. 7 из 7)

Кроме того, такой вывод сообщает нам и доисторическая археология. Жизнь дикарей, сохранившая до наших дней черты, свойственные каменному периоду, может быть вполне законно признана образцом древнейшего состояния человеческого рода в умственном, нравственном и материальном отношении. А если так, то и низкое, способное к развитию состояние анимистической религии должно быть отнесено к первобытной культуре.

Подводя черту нашему исследованию о религии первобытных народов, необходимо отметить, что духовные существа создавались воображением человека по образцам его первобытных понятий о своей человеческой душе; духи нужны были ему, чтобы обьяснять явления природы с точки зрения его первобытной, детской философии.

Сравнение же религии дикарей и цивилизованных народов показывает наряду с глубоколежащим сходством в их философии и глубокую разницу в их практическом влиянии на человеческую жизнь. Дикарский анимизм почти совершенно лишен нравственного элемента, который для современного образованного ума составляет главную пружину практической религии.

Примитивный анимизм, однако, вовсе не безнравственен, он только не нравствен. Мысль о существенной связи между религией и нравственностью укоренилась во многих умах. Но история учит нас, однако, что эти предметы могут существовать независимо друг от друга целые века, прежде чем обнаружатся следы их слияния. Мы легко убедимся в том, что религия в гораздо большей степени служит источником нравственного влияния, чем философских догматов, если примем во внимание, что именно введение нравственного элемента разделяет религии земного шара, соединенные между собой общим анимистическим принципом, на два больших класса: на низшие системы, главной задачей которых является создание примитивной, детской естественной философии, и на высшие религии, прибавляющие к этим системам понятие о справедливости и святости, чувстве долга и любви.

Мы должны считать большим счастьем, что нам выпало жить в один из тех богатых событиями периодов умственной и нравственной истории человечества, когда недоступные в прошлом исследования открыты для нас. Долго ли продолжатся эти счастилвые дни - неизвестно. Можно ожидать, что успехи науки и широкое распространение научного метода, с его неопровержимыми доказательствами и непрерывным открытием новых фактов более успешно, чем до сих пор, продвигнет мир по пути прогресса.


[i] Кобонг — одно из названий тотема у аборигенов Австралии, наряду

с которым существовали другие (кнанджа, муоду, нгаитье и т. и.).

[ii] У аборигенов Австралии наряду с родовыми действительно встречались

индивидуальные, или личные, тотемы, которыми чаще обладали мужчины (подчас

только колдуны), реже женщины.

[iii] В древнеегипетской мифологии бог плодородия Анис изображался в виде

быка, бог охоты (позднее также света) Гор — в виде сокола, бог мудрости, счета

и письма Тот — в виде человека с головой ибиса, богиня неба Хатор — в виде

коровы или женщины с коровьими рогами, бог воды и нильского разлива Себек —

в виде крокодила или человека с головой крокодила.

[iv] В индуизме корова священное животное, Хануман, или Марути,-

божественная обезьяна. Шива и Вишну наряду с Брахмой - верховные индуистские

боги. Пурга — жена Шивы. Гишша - старший над ганой, низшими божествами,

составляющими свиту Шивы. Гаруда — царь птиц и ездовое животное Вишну.

[v] Друиды — жрецы у древних кельтов.

[vi] Офиолатрия (от древнегреч. ofis — змея и lali'eia — поклонение) — культ

змей, который нередко был свойствен религиям первобытных и древних народов.

[vii] Кецалькоатль — один из четырех сыновей верховного бога Тонакатекутли

в мифологии индейцев Центральной Америки.

[viii] Потримпс — бог рек и источников у древних пруссоц; Асклопий бог

врачевания у древних греков; Таавт—бог мудрости у финикиян; Мидгард в

скандинавской мифологии — центральная, освоенная человеком часть земли

и противоположность окраине земли Утгарду и Мировому океану, где живет

чудовище Ермунганд, или змей Митгарда.

[ix] Политеизм (от древнегреч. paly - много и theos — бог) — многобожие.

[x] Архетип (от древнегреч. archaios – древний, изначальный и typos – образ) здесь в значении прообраз.

Использованная литература:

Э.Б. Тайлор Первобытная Культура (Москва 1989)