Табл. 5
Мф. | Мк. | Лк. |
- 6: 2, 5, 16 («не твори милостыни напоказ»); - 7: 5 («не осуждайте других); - 15: 7, 8 («Иисус и пророчества старцев»); - 16: 3 («не будет неверующим знамения, кроме знамения Ионы пророка»); - 23: 13, 14, 15, 23, 25, 27, 28, 29 («горе вам, книжники и фарисеи»). | - 7: 6 (Иисус и предания старцев»); - 12: 15 («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»). | - 6: 42 («не будьте лицемерами»); - 11: 44 («горе вам, фарисеи и законники»); - 12: 1, (берегитесь закваски фарисейской»). |
И так, исходя из приведенных в таблицах данных можно заключить, что слово «грех» и однокоренные с ним слова достаточно равномерно распределены по всему Четвероевангелию. Сделать вывод о предпочтительности использования евангелистами данного слова в определенные периоды земной жизни Иисуса Христа не представляется возможным.
2.3. ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ
Наиболее подробно искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у евангелистов Матфея (Мф. 4) и Луки (Лк. 4).
Евангелист Марк просто указывает, что «и был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями» (Мк. 1, 13), а евангелист Иоанн вообще умалчивает об этом событии.
Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем, по мнению епископа Кассиана (Безобразова) [20] порядок изложения у евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум основаниям:
Во-первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической последовательности в изложении евангельской истории.
Во-вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и духовным.
Говоря об искушениях Господа в пустыне Б.И. Гладков [7] указывает на то, что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек, одаренный свободною волею Он мог подвергаться искушениям.
Епископ Кассиан (Безобразов) так характеризует эти искушения:
1. «Искушение хлебом – служение материальным ценностям.
2. Искушение властью – искание мирского могущества.
3. Искушение чудом – торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия». [20, с. 27].
Ряд толкователей на Священное Евангелие прямо указывают на то, что первое искушение Господа в пустыне дьяволом было аналогично искушению Адама. Так, блаженный Феофилакт указывает на то, что «враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3)» [31]. Евфимий Зигабен, говоря об этом, акцентирует наше внимание на том, как действовал искуситель: «приступив ближе, он выдвигает первое искушение, объедение, посредством которого он пленил и первого Адама» [10, с. 39].
Принимая во внимание тезис епископа Кассиана (Безобразова) о том, что «в изложении Луки искушения от более грубых и чувственных восходят к более тонким и духовным, что представляется естественным психологически» [20, с. 39], можно выдвинуть следующую гипотезу:
- Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.
Блаженный Феофилакт так описывает типологию искушений Господа дьяволом в пустыне и борьбу Его с ними: «Враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3), потом - любостяжанием, показав Ему все царства. Как показал? Некоторые говорят, что представил Ему их в мысли. Но я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа. Далее, нападает на Него тщеславием, ибо говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз». Пустословил это, лаская Его, чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он, но смотри, как Господь поражает его Писанием. «Не искушай, - говорит, - Господа Бога твоего», ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это Моисеево изречение о манне (Втор. 8, 3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор. 6, 13. 16)» [31].
И так, дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа:
- пресыщения;
- любостяжания;
- тщеславия.
Наша борьба с этими искушениями должна основывается на четком осознании нами того, что:
- «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3);
- «Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);
- «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6, 16).
2.4. «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Падшие духи, содержа начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человека с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство … Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною … Точно также они поступают и с богохульством: стараются прикрыть его великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею» [13, т. 4, с. 81, 82].
Именно таким образом, согласно Святому Евангелию, поступали книжники и фарисеи – выхолащивали из Священного Писания его суть и оставляли только одну форму, учили людей соблюдать исключительно внешние атрибуты Закона Божьего.
Именно они не приняли слов Божественного Откровения Господа нашего Иисуса Христа, а потом и распяли Его. Естественным путем для «учителей народа Израилева» и всех последовавших за ними, становилось фактическое служение антихристу, вбирание в себя и умножение последствий греха гордости и богохульства. Ибо сказано о них Сыном Человеческим: «Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).
Евангелисты Лука (Лк. 20), Марк (Мк. 12) и Матфей (Мф. 23) повествуют об обличительной речи Спасителя о лицемерии книжников и фарисеев, но наиболее полно она представлена в Евангелие от Матфея (Мф. 23):
- даётся характеристика Господа ветхозаветного лжепастырства (Мф. 23, 1 – 12) с предупреждение Его нас грешных как не стоит поступать: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23, 3 – 7)
- перечисляются вопиющие к Господу грехи и пороки этих религиозных вождей народа и восемь раз возвещается «горе» безумным и «слепым» лжепастырям (Мф. 23, 13 – 36).
Для более полного понимания слов Господа и колорита того времени целесообразно привести некоторые пояснения по терминологии, сделанные доцентом Московской духовной семинарии Талызиным В.И.: «Хранилища» - это ящички с листами из пергамента, на которых писались слова Закона Моисеева. Они прикреплялись к головной повязке на лбу, и на левой руке против сердца, вследствие буквального понимания повеления – «иметь пред глазами и на руке слова Закона» (Исх. 13, 9). «Воскрилия риз» - это четыре кисточки, пришивающиеся к краям верхней одежды, и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета, чтобы евреи, смотря на них, помнили заповеди Божии (Числ. 15, 38 - 40; Вт. 22, 12)» [29].
Обличая лицемерное благочестие и тщеславие книжников и фарисеев Господь Бог наш Иисус Христос возвещает им «горе» за следующие грехи и пороки:
- за лицемерную ученость, закрывавшую врата Царства Небесного для народа и самих учителей;
- за ханжество, прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдов;
- за количественное, а не качественное умножение чад Божиих;
- за поступки, свидетельствующие о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного, за безразличие к религии между главным и второстепенным;