Смекни!
smekni.com

Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (стр. 4 из 5)

- за притворное и наружное покаяние.

В Толкованиях блаженного Феофилакта [33], Евфимия Зигабена [10, с. 283 – 286], Гладкова Б.И. [7, с. 552 – 554] на 23 главу Евангелия от Матфея можно выделить ряд грехов

фарисеев и книжников, за которые Спаситель предрекает им «горе», см. табл. 6:

Табл. 6

№ стихов

Блаженный

Феофилакт

Евфимий

Зигабен

Гладков

Б.И.

13

- препятствие другим преуспевать в добре

- отнятие у народа ключа разумения

- лицемерное обхождение требований закона

14

- обман под видом добра

- угнетение под предлогом защиты

- лицемерное благочестие и напускная праведность

15

- заражение обращенного порочностью фарисейской, приводящей к его погибели

- негодное наставничество (развращение обращенного)

- ведение обращенного ложным путем приводящим к осуждению на вечные мучения

16 – 22

- разрешение нарушения клятвы

- душевная слепота

- делание учеников клятвопреступниками

23, 24

- замечание малых погрешностей и одновременное упускание из виду всякого преступления

- небрежение великих заповедей и точное исполнение малейших предписаний закона

- неисполнение важнейших требований закона, но исполнение в мелочах более того, что требует закон

25 – 28

- поддержание внешнего благолепия при душе полной скверны

- внешнее очищение при полноте души грехами

- нарушение внутренней чистоты за счет внешней, стремлением по наружности казаться праведным

29 – 31

- делание с лицемерием

- подражание обличаемым в убийстве

- фактическое одобрение преступлений (убийства)

32 – 35

- убийство

- склонность к убийству

- убийство

Говоря об отношении Спасителя к обличаемым Им книжникам и фарисеям, Б.И. Гладков указывает: «не с гневом Он обличал этих лукавых и лицемерных руководителей еврейского народа, а с величайшей скорбью, которую мы, быть может, не в силах даже и понять, - с тою скорбью, которая при торжественном въезде Его в Иерусалим и ликовании всего народа, выразилась в рыдании над судьбою священного города и избранного Богом народа, - с тою скорбью, которая вынудила у Него через два дня моление в Гефсиманском саду об отсрочке исполнения воли Божией» [7, с. 555].

Естественно, что в такой ситуации Господь и не ставил перед собой целью статистическое перечисление человеческих грехов, т.к. у каждого времени свои грехи (своя мера Благодати Божией). Так, например, священномученик Петр Дамаскин выделяет для своего времени 298 свойственных человеку страстей, а в наш век их, видимо, еще больше.

Главное – Господь показал нам путь спасения. О начале этого пути святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит так: «кто совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего» [13, т. 1, с. 122].

Понимание сути грехов людям приходит от Духа Утешителя (Иоан. 16, 8) и, как правило, через угодников Божиих.

Сравнительный анализ характера описания грехов в святоотеческой литературе [5, 6, 8, 12, 14 – 17, 21] позволяет условно разделить описание явления «грех» на два подхода: первый: от общего к частному – от типологии греха к греховным действиям, второй: от частного к общему – к группированию греховных действий в определенные группы (по определенным признакам).

К первому может быть отнесено учение преподобного Иоанна Листвичника о греховных страстях и борьбе с ними (см. Приложение 1), ко второму – учение святитель Игнатий (Брянчанинов) о страстях и смертных грехах (см. Приложение 2, 3), а также повествование блаженной Феодоры о воздушных мытарствах (см. Приложение 4).

3. ВЫВОДЫ

1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.

2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.

3. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творение Божия, но его состояние. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.

4. Ни один из Евангелистов не дает четкого выделенного учения Господа нашего Иисуса Христа о грехе – главное для них: не акцентирование внимания на перечислении грехов и их природы, но донесение до людей учения Господа о пути спасения рода человеческого.

5. Основной (кроме первородного) грех ветхого человека заключается не просто в не выполнении им 10 заповедей, данных иудеям Господом через Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальном подходе к их соблюдению, проявляющемуся в:

- лицемерной учености;

- ханжестве, прикрывающем алчность;

- количественном, а не качественном умножение чад Божиих;

- поступках, свидетельствующих о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного;

- притворном и наружном покаянии.

6. Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.

Дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа:

- пресыщения;

- любостяжания;

- тщеславия.

Наша борьба с этими искушениями должна основывается на четком осознании нами того, что:

- «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3);

- «Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);

- «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6, 16).




Список литературы

1. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб, Сатисъ, 1995.

2. Александр Шмеман, протопресвитер. Введение в богословие (курс лекций по догматическому богословию 1949 – 1950). Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

3. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Том II: Евангелие от Марка. Тверь, Герменевтика, 2001

4. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости (опыт изложения православной аскетики). Тома III. Нижний Новгород, Братство во имя святого князя Александра Невского, 1997.

5. Внутреннее состояние сердца человеческого. Изд. 3. Ярославль, 1891. Репринт.

6. Герман (Осецкий), игумен. Лествица до врат небесных. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

7. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

8. Григорий Дьяченко, священник. Накануне исповеди. Репринт. Москва, Паломник, 1993.

9. Григорий Петров, протоиерей. Евангелие как основа жизни. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

10. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя Василия Великого, 2000.

11. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.

12. Житие преподобного Василия Нового с повествованием блаженной Феодоры о воздушных мытарствах. Репринт. Ростов на Дону, 1994.

13. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Творения. Тома I – IV. Репринт. Москва, Правило Веры, 1993.

14. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Слово о человеке. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

15. Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. Репринт. Ростов на Дону, Приазовский край, 1992.

16. Иоанн Златоуст, святой, архиепископ. Избранные творения. Том I, II. Репринт. Москва, Посад, 1993.

17. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

18. Иоанн (Максимович), святитель, митрополит. Илиотрипион или сообразование человеческой воли с божественною волею. Москва, Скит, 1993.

19. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.

20. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Москва, Изд-во ПСТБИ, Русский путь, 2001.

21. Лазарь (Абашидзе), архимандрит. Грех и покаяние последних времен. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

22. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

23. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том I. Репринт. Москва, Паломник, 1999.

24. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.