Очень важная черта учения зороастризма – положение о том, что земная и посмертная судьба человека зависит от его личной веры в Ахура-Мазду. Это тоже весьма нетипично для древних религий, где вероисповедание человека никогда не определяет его судьбу (лишь бы жил по-божески и не нарушал норм нравственности). В этом смысле, по мнению некоторых религиоведов, зороастризм приближается к типу современных мировых религий.
В поздней Авесте среди добрых богов появляется Митра (буквально верность, клятва). Этот бог встречался у древних ариев. Митра имеет тысячу ушей и глаз и пристально следит за тем, чтобы все поступали по правде и справедливости. Митра – податель света, гарант нравственности, олицетворение света и солнца. Митра – воин, герой, победивший страшного мифического быка. В паре с ним в эпосе фигурирует Анахита – богиня воды и плодородия, заставляющая пениться потоки и моря и дающая изобилие. По мнению многих исследователей, культ Анахиты был заимствован персами у семитических племен.
Культ Митры широко распространился в Древнем мире. Со времен царя Артаксеркса II (первая половина IV в. до н. э.) он был узаконен и затем подхвачен римлянами-завоевателями. Митра мог считаться богом-спасителем, его день отмечался 25 декабря (поворот солнца на лето), и это был праздник Рождества Митры (сравните с христианским Рождеством!). Сохранилось множество древневосточных и античных изображений этого популярного бога на рисунках, монетах, в статуэтках. Он изображается в виде человека, часто с головой льва. Любимый сюжет художников – Митра, убивающий быка.
Устройство мира и его происхождение в Авесте описано туманно. Творцом всего сущего обычно называют Ахура-Мазду, но, следуя логике этой религии, его следует считать создателем только тех вещей, которые принадлежат к царству добра. Люди, имеющие свободу выбора между добром и злом, в своей основе созданы Ахура-Маздой. Этот бог могущественен, но не безгранично, он вынужден делить свою власть над миром с Ангра-Майнью. Окончательная победа над дьяволом будет достигнута с участием людей и других "чистых сил", которые объявятся в будущем. По некоторым поздним авестийским рассказам, когда настанет конец света, произойдет Страшный суд. Появится некий Саошиант (букв. спаситель) – возможно это будет новое воплощение или сын Заратустры (см. ниже) и он родится от девы. Саошиант поможет Ахура-Мазде сокрушить Ангра-Майнью, а на земле воцарится вечное царство добра. Люди воскреснут в полной телесности (души умерших вновь соберут их по частям, взяв кости, волосы, кровь и другие останки из природы). Такие учения о конце света, Страшном суде и последующем вечном блаженстве называются эсхатологическими учениями. Они особенно характерны для христианства, иудаизма, ислама. В учении о Саошианте и конце света явно уловимо совпадение с христианством. Как это объяснить? Первое, что приходит в голову, – это заимствование. Вопрос состоит в том, кто у кого заимствовал эти идеи, так как время их возникновения почти совпадает. Христианские богословы замечают в этой связи, что учение Христа было как бы предугадано, предчувствовано человечеством. Некоторые прямые совпадения с учением христианства и сюжеты, напоминающие жизнь Христа, объясняются таким "предчувствием", "подготовкой" человечества к восприятию его учения во всей полноте.
В зороастризме разработано не только учение о конце света, но и о потустороннем мире, о рае и аде. Смерть не представлялась древним персам как уничтожение. Скорее она была испытанием, важнейшим событием для человека. Персы больше боялись зла, чем смерти, а потому момент смерти считался очень опасным с точки зрения возможности попасть в руки дьяволов. Персы верили, что душа умершего отделяется от тела и улетает в легкий воздушный эфир, где возвышается сияющий "мост ветров". Затем на вершине высокой горы бог Митра с другими богами судит новопришедшего. На весах точнейшим образом взвешиваются его добрые и злые дела. В этот момент умершему могут помочь родные и друзья, присоединяя вес своих добрых дел к той чаше весов, на которой находятся добрые дела умершего. Затем душа будет переходить через узкий мост, и если человек не заслужил рая, она упадет в пропасть ада, а если заслужил, то вскоре окажется в благоуханном краю. Прекрасная девушка введет душу в рай, и душа останется здесь, но еще не окончательно! Впереди всем умершим предстоит Страшный суд и Воскресение из мертвых (после прихода Мессии-Спасителя). Грешники же будут полностью уничтожены в конце света вместе с Ангра-Майнью.
Пророк зороастризма – Заратустра. Исследователи спорят, был ли этот пророк реальным историческим лицом. Заратустра (Заратуштра – в авестийском варианте, Зороастр – по-древнегречески, Зардушт – на средневековом иранском наречии) жил, очевидно, в восточном Иране в VI в. до н.э. скорее всего около 700 г. до н.э. (это время приблизительно соответствует времени появления буддизма в Индии, важнейших религиозно-философских учений в Древнем Китае. Период VII-VI вв. до н.э. стал существенным переворотом в религиозной жизни людей, сделавших шаг от мифологического сознания к религиям, базирующимся на этических учениях, в центре которых находится человеческая личность, т.е. собственно к религиям современного типа).
Как уже было сказано, Заратустре приписывается авторство Авесты, но скорее всего он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма. По некоторым противоречивым свидетельствам, Заратустра жил во времена царя Виштаспа, который воспринял учение пророка и первым начал распространять его среди персов. Это имя созвучно имени реального человека – Гиштаспа, отца великого персидского царя Дария I (522-485 гг. до н.э.). Это совпадение, возможно, не случайно, так как Дарий сделал маздаизм идейно-религиозной основой своей империи. Об этом и свидетельствует знаменитая надпись царя Дария, высеченная на Бехистунской скале на персидском, вавилонском и новоэламском языках, где помещено изображение крылатого Ахура-Мазды (по этой надписи, с помощью сопоставления трех текстов, удалось расшифровать вавилонскую клинопись).
Еще по одной версии Заратустра родился у Пурушаспы (имя, созвучное арийскому ведическому богу Пуруше, которого расчленили боги, создавая мир и людей) после того, как он выжал и выпил сок хаомы (сомы). В Ведах также рассказывалось об этом чудодейственном напитке и одноименном божестве (Соме). Его связывают и с коноплей, и с эфедрой, и даже с мухомором, однако, что это за растение, твердо сказать нельзя. Пурушаспа был четвертым из людей, испившим сока, после чего у него родился сын – великий пророк. О жизни пророка известно немного. Он проповедовал свое учение, но был изгнан со своей родины местным правителем-магом и чародеем. Очевидно, его проповеди не принимали, он был несчастен и гоним, пока не получил поддержку от царя Виштаспа. Появилась община последователей Заратустры, построенная, очевидно, на каких-то новых принципах.
Заратустра учил, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом. Он должен активно сражаться на стороне добра, которое победит в решающей битве. Дьявол в лице Ангра-Майнью пытался искусить Заратустру обещанием богатства и власти, но тот выстоял. В борьбе со злом ему приходилось применять не только мирные аргументы, проповеди, но и камни, "большие как дом". В конце концов Заратустру убил один из его врагов, преследовавший пророка в течение всей жизни.
В других рассказах образ Заратустры совсем лишен человеческого начала: в начале бытия Ахура-Мазда создал его духовную сущность, которую до решительной схватки добра со злом поместил в ствол дерева. Затем Заратустра воплотился в человеческое естество и был озарен огнем (светом) истины, исходившим из ствола этого дерева. Заратустра описывается здесь как посредник между богом и людьми.
В этих рассказах много совпадений и с учением христианства, и с мифологией других древних народов (иногда усматривается совпадение с мифом о Прометее, принесшем огонь людям). Мифы о Заратустре проникли к древним грекам, затем через них в Европу. Они обросли множеством новых черт и подробностей. В средние века Заратустру считали магом, астрологом и мудрецом. В XIX в. в Германии творил известный философ Ф. Ницше, стержнем философии которого было учение о свободе духа, об "идеальном человеке" (сверхчеловеке). Самое знаменитое его произведение называется "Так говорит Заратустра" (с подзаголовком "Книга для всех и ни для кого"). Ницше, слабый и болезненный физически, почти слепой и парализованный, был во власти чар древнего мудреца, отождествляя себя с ним, прославляя на его примере величие сознания, вышедшего за пределы человеческих возможностей. Так образ древнего мудреца вторично вошел в историю мировой философии.
Культ занимает в зороастризме отнюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадочен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи.