Смекни!
smekni.com

Зороастризм (стр. 1 из 3)

Реферат по истории религий на тему «Зороастризм»

Москва

1999

Религия древних персов имеет много различных названий: маздаизм (по главному богу – наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания), зороастризм (по имени ее пророка и основателя), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсаизм (от парсы – название ее современных последователей в Индии). Иногда сторонников этой веры называют в Иране гебрами, а одно из направлений этой религии называется митраизмом, по имени главного бога – Митры.

В мире сейчас осталось немного последователей зороастризма: в Индии около 100 тыс., немного в исламском Иране (15-50 тыс.), несколько тысяч в других азиатских, европейских странах, в Америке. Религия эта почти не сохранилась в первозданном виде, но в жизни человечества она сыграла немалую роль.

Зороастризм трудно отнести к мировым религиям, потому что он не имеет столь обширной зоны распространения, как христианство или ислам. В то же время, нельзя сказать, что зороастризм – национальная религия, так как в древности и раннем средневековье он был распространен в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока.

Родина зороастризма – Иран (Персия). В I тыс. до н.э. здесь жили племена мидийцев. Их язык принадлежит к индоевропейской группе, а в непосредственном родстве с ними находились известные нам из отечественной истории племена скифов. В середине I тыс. до н.э. мидо-персидские цари из династии Ахеменидов (особенно знамениты были среди них Дарий и Ксеркс) создали огромную державу, подчинив себе множество народов и государств Древнего мира. Персия – это страна со сложными и контрастными природными условиями: здесь есть обширные плоскогорья с весьма суровым климатом, цветущие оазисы, пустыни, степи. Множество территорий, входивших в зону расселения и влияния персов, делали картину их жизни очень неоднородной и многообразной. Образно говоря, мидо-персидские земли представляли собой в древности "огромный котел", в котором кипела, а зачастую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь.

Самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авеста (знание). Это огромный сложный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н.э. был записан. К европейцам списки Авесты попали в XVIII в (один из таких списков хранится в Оксфорде), но прочесть его удалось далеко не сразу. Француз Дюперон отправился в Индию к последователям этой религии и после многолетних трудов открыл ключ к чтению и переводу Авесты. С тех пор ее тексты стали известны европейцам. Переводом и изучением Авесты занимались крупнейшие русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Авеста состоит из следующих разделов: Гаты (Песнопения), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Правила культа). Текст Авесты написан на мертвом авестийском языке, относящемся к иранской группе индоевропейской семьи языков. Авестийский язык используется для богослужения у зороастрийцев.

Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Как и большинство священных писаниий "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарийских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической религий. В составе Авесты, по преданию, 21 книга, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты. Позднейшая часть Авесты – Бувдегеш – это история великого пророка древнеперсидской религии – Заратустры (см. ниже). Ему и приписывается авторство текстов Авесты. Эти писания были созданы на пехлевийском диалекте и вошли в средневековую литературу как элемент эпических поэм классика иранской и таджикской литературы

Авеста, снабженная комментариями на более поздних наречиях персидского языка, называется Зенд-Авестой (Зенд – предание). Наиболее широкое распространение в качестве молитвенника у народов Древнего Египта и Таджикистана получила сокращенная или Малая Авеста. Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, латинских, арабских и древнеармянских источниках.

Боги авестийской религии весьма многочисленны, поэтому зороастризм можно считать типичной мифологической политеистической религией. Все царство богов довольно четко делится на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги и злые, разрушительные. Боги, олицетворяющие доброе, светлое начало, называются агуры (ахуры), темное и злое – дэвы.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевийском, более позднем варианте и Ормузд в древнегреческой передаче). Буквальное значение имени бога – "господь премудый". Обычно в древних мифологиях верховным богом был громовержец, воин (Зевс, Индра, Перун), но древнеперсидская была в этом смысле исключением. Здесь все время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало. Иногда он изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизируют солнечные лучи. Однако определенного изображения (иконографии) Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вместе с этим богом за гармонию, порядок и красоту во Вселенной борятся ахуры (агуры) – небесная свита Ахура-Мазды. Считают, что агуров 7 (Амеша Спента – небесные святые). Любопытно, что они олицетворяют совершенно абстрактные начала – мысль, справедливость, волю, смирение, здоровье, совершенство и бессмертие. Это загадка для исследователей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п. (хотя некоторые черты связи с материальным миром у этих божеств все же есть, по своим функциям они напоминают известных ведических богов – Агню, Ушас и др.).

Если от Ахура-Мазды и его "воинства" произошло все благородное и полезное: возделанная земля, домашние животные, вода, огонь, здоровье, дневной свет и т.п., то от его противоположности – Ангра-Маинью все темное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни старость, зима, пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни... Ангра-Майнью – олицетворение зла, лжи, нечистоты. Он действует через свое воинство – дэвов. Это он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не случайно образ этого бога вошел в средневековые представления европейцев в виде злого колдуна Аримана (имя пришло в Европу из древнегреческих источников). Ортодоксального (соответствующего правилу канону) изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было. Согласно более поздним учениям, они считались бесплотными. Жили, как считали персы, злые силы где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на людей также и смерть. Вообще смерть, согласно зороастризму, – это победа злых сил, и чем праведнее был умерший, тем большая победа! Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая отразилась в их погребальном обряде (см. ниже).

Дьяволы (цэвы) часто приходят к людям в "обманном виде" выдавая зло за добро. Особенно коварны демоны-женщины. За Ангра-Майнью следует целый сонм колдунов фокусников, фей, ведьм, их количество растет, так как каждый грешивший при жизни и не успевший очиститься после смерти приумножает количество нечистой силы, становясь дьявольским привидением.

Такое четкое разделение богов и всего, что они создали, на две части – добрую и злую, без промежуточных состояний и "полутонов" дает возможность назвать религию зороастризма типичной дуалистической религией (понятие дуализм означает раздвоенность на два противоположных непримиримых начала). Силы зла и добра находятся в постоянной борьбе. В конечном счете Ахура-Мазда одолеет в ожесточенной схватке Ангра-Майнью и на земле утвердится добро – вот во что верили древние персы.

Из всех этих основополагающих моментов в учении зороастризма вытекает своеобразная этика этой религии (этика – учение о поведении человека). Люди участвуют в борьбе двух божественных начал, но они могут выбирать, на чью сторону становиться. Человеческая душа – это поле сражения добра и зла. Чтобы сохранить верность Ахура-Мазде, человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи, мусора и всего, что с этим соприкасалось). По религии древних персов строжайше предписывалось говорить правду, не нарушать договоров, быть справедливым. Нравственно – пахать землю сажать растения, быть трудолюбивым ("когда утренний петух призывает людей к труду, длиннорукий демон Бушиаста уговаривает их остаться в постели", – говорили древние персы). Нарушая установления, человек совершает грехи. Некоторые из грехов можно смыть, искупить, выбить из человека ударами палок, но есть такие, которые не будут прощены никогда – ни в земной, ни в загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание падали и половые извращения.

Нельзя не заметить, что такие строгие нравственные нормы успешно сочетались у персов с жесточайшими завоеваниями, в ходе которых они применяли обман и коварство, проливали кровь врагов. Дело в том, что, как это часто было в древности, нормы этики распространялись не на всех людей, а только на соплеменников верящих в Ахура-Мазду (единоверцев). Остальные, с точки зрения персов, за людей, видимо, не считались. Это можно проиллюстрировать на примере очень развитой древнеперсидской медицины. Иноплеменники и иноверцы могли свободно использоваться в качестве "подопытных кроликов". Если за "своего" врач отвечал головой, то за чужака он не нес ни малейшей ответственности. Каждый новый прием лечения должен был быть сначала дважды испытан на "неверящем в Мазду". Этика древних персов имела формальный, грубый характер, она не предполагала никаких промежуточных состояний между добром и злом. Даже религиозные чувства были рациональны, практичны, не сочетались ни с какой эстетикой и лирикой. Религия и закон для древнего перса были синонимами.